|
Сопротивление; resistanceКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2697Сопротивление Нем.: Widerstand. — Франц.: resistance. — Англ.: resistance. — Исп.: resistencia. — Итал.: resistenza. — Португ.: resistencia. • В ходе психоаналитического лечения сопротивлением называются все те слова и поступки анализируемого, которые мешают ему проникнуть в собственное бессознательное. В расширительном смысле Фрейд говорил о сопротивлении психоанализу как об установке на отторжение сделанных им открытий, поскольку они обнаруживали бессознательные желания и приводили человека в состояние "психологической угнетенности" (а). • Понятие сопротивления было введено Фрейдом очень рано: можно даже сказать, что оно сыграло решающую роль в основании психоанализа. В сущности, Фрейд отказался от гипноза и внушения из-за сильного сопротивления некоторых пациентов, которое казалось ему и обоснованным (б), хотя и непреодолимым, и недоступным истолкованию (в). Напротив, психоанализ справляется с этими трудностями, постепенно выявляя сопротивления, которые выражаются, прежде всего, в различных способах нарушения пациентом основного правила*. Первый обзор различных форм сопротивления — явных или скрытых — мы находим в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) (1a). Поначалу в сопротивлении видели препятствие на пути прояснения симптомов и продвижения вперед в лечении: "В конечном счете, именно сопротивление препятствует [терапевтической] работе" (2а, г). Фрейд пытался преодолеть сопротивление настойчивым противодействием и убеждением, но затем понял, что сопротивление и само по себе дает доступ к вытесненному и к тайне невроза, поскольку при сопротивлении и при вытеснении действуют одни и те же силы. В своих сочинениях по технике психоанализа Фрейд подчеркивал, что все достижения в этой области связаны с более глубоким пониманием сопротивления, или, иначе говоря, того клинического факта, что рассказать пациенту о смысле его симптомов недостаточно для того, чтобы избавить его от вытеснения. Как известно, Фрейд настаивал на том, что истолкование сопротивления и истолкование трансфера — это главные особенности психоаналитической техники. К тому же он считал, что трансфер, при котором повторение действий заменяется рассказом о воспоминаниях,—это тоже сопротивление; к тому же сопротивление использует трансфер, хотя само по себе его и не порождает. Собственные взгляды Фрейда на сопротивление выявить труднее. В "Исследованиях истерии" изложена такая гипотеза: воспоминания как бы располагаются концентрическими кругами вокруг патогенного ядра, причем чем ближе к центральному ядру мы подходим, двигаясь от одного круга к другому, тем сильнее оказывается сопротивление (1b). С этого момента Фрейд трактовал сопротивление как силу, направленную Я против мучительных представлений: эта сила проявляется в ходе лечения из-за необходимости воспоминания. Он, по-видимому, видел источник сопротивления в силе отталкивания, порождаемой вытесненным как таковым, в трудностях осознания и особенно полного приятия вытесненного субъектом. Таким образом, здесь присутствует два различных объяснения: согласно первому, сила сопротивления зависит от степени удаленности вытесненного, согласно второму, сопротивление выполняет защитную функцию. В работах Фрейда по технике психоанализа присутствуют оба эти объяснения. Однако во второй топике акцент сдвигается на тот момент сопротивления, который связан с защитой, причем эту защиту, как подчеркивается в ряде текстов, осуществляет Я. "Бессознательное, или, иначе говоря, "вытесненное", не оказывает никакого сопротивления усилиям врача. Оно фактически стремится лишь освободиться от давящей на него силы и проложить путь к сознанию или же к разрядке действием. Сопротивление во время лечения возникает в тех же самых высших слоях и системах психики, которые в свое время вызвали вытеснение" (3). Эту ведущую роль зашиты, осуществляемой Я, Фрейд подчеркивал и в одной из последних своих работ: "...механизмы защиты от прежних опасностей вновь начинают действовать в форме сопротивления излечению. Это происходит потому, что Я видит в излечении новую опасность" (4а). С этой точки зрения, анализ сопротивлений целиком совпадает с анализом постоянных защит Я, проявляющихся в аналитической ситуации (Анна Фрейд). Однако Фрейд считал, что ссылок на сопротивления Я недостаточно для понимания трудностей, возникающих в процессе психоаналитической работы и при ее завершении: аналитик сталкивается в своей практике с сопротивлениями, никак не выводимыми из изменений Я* (4b). В конце работы "Торможение, симптом, страх" (Hemmung, Symptom und Angst,1926) Фрейд говорил о пяти формах сопротивления. Три из них связаны с Я: это вытеснение, сопротивление трансферу и феномен вторичной выгоды от болезни, "основанный на включении симптома в Я". Кроме того, следует указать также на сопротивление бессознательного (или Оно) и сопротивление Сверх-Я. Первое делает технически необходимой проработку* (Durcharbeiten) психических содержаний — это "…сила навязчивого повторения, притяжение вытесненных влечений бессознательными прообразами". Наконец, сопротивление Сверх-Я обусловлено бессознательным чувством вины и потребностью в наказании (5а) (см.: Отрицательная терапевтическая реакция). Эта попытка метапсихологической классификации не удовлетворила Фрейда; ее достоинством, однако, было то, что внутри- и межличностные феномены сопротивления могли отныне четко отграничиваться от механизмов защиты, внутренне присущих структуре Я. Вопрос о том, что собственно оказывает сопротивление, оставался для него открытым и нерешенным (д). Помимо Я, "...которое цепко держится за свои противонагрузки"(5b), приходится видеть главное препятствие аналитической работе в некоем глубинном сопротивлении, о сущности которого Фрейд высказывал различные гипотезы, в любом случае подчеркивая, однако, его несводимость к защитным действиям (см.: Навязчивое повторение).
а) Эта мысль возникла в 1896 г.: "Я сталкиваюсь с такой враждебностью и живу в таком одиночестве, будто я действительно открыл великие истины" (2b). О "психологической угнетенности" см. в работе "Трудность психоанализа" (Eine Schwierigkeit der Psychoanalyse, 1917) (6). б) "Когда на упорно сопротивляющегося больного прикрикнули: "Что вы делаете? Вы же мешаете внушению!", — я подумал про себя, что это несправедливость и насилие. Если человека пытаются подчинить внушением, он, конечно же, имеет право на "противовнушение" (7). в) Внушение "...не позволяет нам, в частности, заметить сопротивление пациента, цепляющегося за свою болезнь и тем самым мешающего собственному выздоровлению" (8). г) См. определение сопротивления в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900): "Все, что нарушает ход аналитической работы, есть сопротивление" (9). д) Читателю стоит обратиться к "Психоаналитической технике" Э. Гловера. Перечислив различные виды сопротивления как постоянные способы психической защиты, выявленные психоанализом, Гловер признал существование некоего остатка: "...перебрав все возможности сопротивления, возникающего на уровне Я и Сверх-Я, мы сталкиваемся с очевидным фактом повторения одной и той же совокупности представлений [...]. Мы полагали, будто устранение сопротивлений Я и Сверх-Я приводит к ослаблению давления, причем либо заряд сам по себе рассеется после взрыва, либо найдутся другие способы защиты, посредством которых удастся связать свободную энергию, как это происходит при образовании временных симптомов. А вместо этого мы, кажется, лишь дали новый толчок механизму навязчивого повторения, при котором Оно воспользовалось ослаблением защит Я и стало сильнее притягивать к себе предсоэнательные представления" (10).
(1) Freud (S.). a) G.W, I, 280; S.E., II, 278; франц., 225. — b) G.W, I, 284; S.E., II, 289; франц., 234. (2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887 —1902. — а) Письмо от 27.10.1897. Нем., 172; англ., 161; франц., 143. (3) Freud (S.). Jenseits des Lustprinzips, 1920. G.W., XIII, 17; S.E., XVIII, 19; франц., 19. (4) Freud (S.). Die endliche und unendliche Analyse, 1937. — a) G.W., XVI, 84; S.E., XXIII, 238; франц., 24—25. — b) G.W., XVI, 86; S.E., XXIII, 241, франц., 27. (5) Freud (S.). a) Cf. G.W., XIV, 191 — 193; S.E., XX, 158 — 160; франц., 87 — 89. — b) G.W., XIV, 191—193; S.E., XX, 158—160; франц., 87—89. (6) Cf. Freud (S.). G.W., XII, 1—26; S.E., XVII, 137—144; франц., 137—147. (7) Freud (S.). Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921. G.W., XIII, 97; S.E., XVIII, 89; франц., 99. (8) Freud (S.). Uber Psychotherapie, 1904. G.W., V, 18; S.E., VII, 261; франц., 14. (9) Freud (S.). G.W., II — III, 521; S.E., V, 517; франц., 427. (10) Glover (Ed.). Англ., London, Bailliere, 1955; франц., Paris, P.U.F., 1958, 94—95. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|