|
Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2129Соединение — разъединение (влечений) Нем.: Triebmischung-Triebentmischung. — Франц.: union-desunion (des pulsions). — Англ.: fusion-defusion (of instincts). — Исп.: fusion-defusion (de los instintos или instintiva). — Итал.: fusione-defusione (della pulsioni). — Португ.: fusao-desfusao (dos impulsos или das pulsoes). • В последнем варианте фрейдовской теории влечений — отношения между влечениями к жизни и влечениями к смерти в их конкретных проявлениях. Соединение влечений представляет собой их смешение в различных пропорциях; разъединение — это процесс, при котором они разграничиваются и полностью разделяются, преследуя каждое свою собственную цель. • Именно в последней фрейдовской теории влечений с характерным для нее резким противопоставлением между влечениями к жизни* и влечениями к смерти* ставится вопрос: каковы мера присутствия и способ связи двух главных типов влечений в данном типе поведения, в данном симптоме? Каковы их взаимодействия, их диалектика на различных этапах эволюции субъекта? Вполне понятно, что именно этот новый дуализм влечений привел Фрейда к рассмотрению отношений силы между антагонистическими влечениями (а). Отныне разрушительные тенденции приобретают такую же силу, как сексуальность; они сталкиваются на одной и той же почве и обнаруживаются в таких способах поведения (садомазохизм), инстанциях (Сверх-Я) и типах отношения к объекту, которые доступны психоаналитическому исследованию. Во всяком случае, само наличие проблемы соединения двух основных влечений вовсе не значит, что они для Фрейда равнозначны. Когда Фрейд говорит о разъединении, он явно или неявно имеет в виду, что агрессивность* означает разрыв всех связей с сексуальностью*. * Как представить себе единство двух влечений? Фрейд не особенно заботился о прояснении этого вопроса. Среди различных понятий, входящих в определение влечения, следует, прежде всего, обратиться к понятиям объекта* и цели*. Представляется, что совпадение двух влечений, различных по своей динамике, в одном и том же объекте — это еще не все; точно так же, по Фрейду, существует такое разъединение влечений, которое выступает одновременно и как "не полностью осуществившееся соединение" (1а). Ведь здесь подразумевается гармония целей, своего рода синтез, своеобразие которого определяется его сексуальной окраской: “Садизм и мазохизм — это, по-видимому, прекрасный пример соединения двух видов влечений: Эроса и агрессивности. Можно предположить, что их отношение есть некий прообраз, что все изучаемые нами импульсы влечений образуют соединения или сплавы этих двух влечений в различных пропорциях. Эротические влечения вводят в соединение влечений разнообразие сексуальных целей, тогда как влечения другого рода, будучи в принципе однообразными, приводят к уменьшению разнообразия” (2). В продолжение этих мыслей Фрейд описывает эволюцию сексуальности, показывая, как агрессивность подчиняется сексуальному влечению (3). Фрейд неоднократно подчеркивал, что, поскольку мы имеем дело со смесью влечений, их все можно представить как соединение в различных пропорциях Эроса и агрессивности и образование дополнительных рядов*: "При соединении влечений изменение соотношений между ними имеет весьма важные следствия. Избыток сексуальной агрессивности превращает любовника в садиста и убийцу, а недостаток агрессивности делает его робким импотентом" (4а). Разъединение — это, напротив, процесс, в результате которого восстанавливается собственная цель каждого влечения. Два основных влечения существовали, по Фрейду, еще в эпоху мифических первоначал человека, однако полная их обособленность — это лишь крайний случай, приближенно представленный в клинической практике как отступление от того идеального движения, при котором агрессивность все больше сливается с сексуальной функцией. Для Фрейда один из лучших примеров разъединения влечений — это невроз навязчивостей со всей его амбивалентностью (1b). В абстракции, следовательно, можно говорить о существовании двух дополнительных рядов: в первом, количественном, ряду представлены различные конкретные соотношения между либидо и агрессивностью; во втором ряду — различие степени соединенности или разъединенности этих двух влечений. Фактически речь идет здесь о двух мало связанных друг с другом способах выражения одной и той же мысли. По сути, либидо и агрессивность не должны рассматриваться как резко противоположные элементы. Как известно, либидо, по Фрейду, направлено на связывание (Bindung), соединение; агрессивность же, напротив, по самой своей природе направлена на "разрыв отношений" (4b). А это означает, что преобладание агрессивности приводит к разъединению былого единства влечений; напротив, преобладание либидо усиливает тенденцию к соединению: так, "сущность регресса либидо, например, от генитальной к анально-садической стадии, есть не что иное, как разъединение влечений, и наоборот: переход от ранней к окончательно сложившейся генитальной стадии обусловлен дополнительным воздействием эротических компонентов" (1с). * Мысль о соединении влечений к смерти с влечениями к жизни выражалась у Фрейда с помощью различных понятий: это Verschmelzung (слияние) (Зb), Legierung (смесь) (5), sich kombinieren (сочетаться) (4с). Однако в итоге он предпочел пару понятий Mischung (или Vermischung) — Entmischung, которая и вошла в психоаналитическую терминологию. Слово Mischung означает смешение (например, двух жидкостей в той или иной пропорции); Entmischung — разделение двух элементов смеси. [...]. а) С того момента, как в психоанализе возникла гипотеза об особом влечении к агрессии, стала ощущаться потребность в понятии, способном выразить это единство с сексуальным влечением; так, Адлер говорил о перекрещивании влечений (Triebverschrankung), подчеркивая тем самым, что "один и тот же объект может одновременно использоваться для удовлетворения различных влечений" (6). (1) Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. — a) G.W., XIII, 270; S.E., XIX, 42; франц., 197—198. — b) Cf. G.W., XIII, 270; S.E., XIX, 42; франц., 197. — с) G.W., XIII, 270; S.E., XIX, 42; франц., 197. (2) Freud (S.). Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932. G.W., XV, 111—112; S.E., XXII, 104 — 105; франц., 143. (3) Cf. Freud (S.). Jenseits des Lustprinzips, 1920. — a) G.W., XIII, 57—58; S.E., XVIII, 53—54; франц., 62. — b) Cf. G.W., XIII, 59; S.E., XVIII, 55; франц., 63. (4) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. — a) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 149; франц., 9. — b) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 148; франц., 8. — с) Cf. G.W., XVII, 233; S.E., XVIII, 149; франц., 9. (5) Cf. Freud (S.). "Psychoanalyse" und "Libidotheorie", 1923. G.W., XIII, 233; S.E., XVIII, 258 — 259. (6) Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. G.W., X, 215; S.E., XIV, 123; франц., 35. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|