|
След мнесический; mnemic-trace или memory traceКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1777След мнесический Нем.: Erinnerungsspur или Erinnerungsrest. — Франц.: trace mnesique. — Англ.: mnemic-trace или memory trace. — Исп.: huella mnemica. — Итал.: traccia mnemonica. — Португ.: traco или vestigio mnemico. • Устойчивый фрейдовский термин, обозначающий способ вписывания событий в память, их запоминания. По Фрейду, мнесические следы постоянно присутствуют в различных системах, но оживают лишь вследствие энергетической нагрузки. • Психофизиологическое понятие мнесического следа, часто встречающееся в метапсихологических текстах, предполагает определенную концепцию памяти, которую Фрейд нигде не изложил в целостном виде. Это дало повод для многих ошибочных истолкований мнесического следа как наследника устаревшего нейрофизиологического подхода. Не претендуя здесь на полное изложение фрейдовской теории памяти, напомним лишь о тех главных требованиях, которые легли в основу самого понятия мнесического следа: перед Фрейдом стояла задача найти памяти место в топике* и объяснить ее с точки зрения экономики. 1) Стремление определять всякую психическую систему через ее функцию, представляя Восприятие-Сознание как функцию особой системы (см.: Сознание), приводит к тезису о несовместимости между сознанием и памятью: "Нам трудно поверить, что следы возбуждения сохраняются также в системе Восприятие-Сознание. Если бы они навсегда оставались в сознании, это быстро привело бы к ограничению способности системы к восприятию новых возбуждений. Если бы, однако, они были бессознательными, это потребовало бы объяснить само существование бессознательных процессов в системе, функционирование которой предполагает осознание. Мы бы ничего не изменили и ничего не выиграли благодаря нашей гипотезе о том, что процесс осознания есть функция особой системы"(1). Эта мысль возникает в самих истоках психоанализа. Брейер впервые изложил ее в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysteriе, 1895): "Один и тот же орган не может одновременно удовлетворять двум взаимопротиворечащим условиям. Зеркало отражающего телескопа не может быть одновременно и фотографической пластинкой" (2). Эти понятия своей топики Фрейд попытался впоследствии пояснить сравнением с "волшебным блокнотом" (3). 2) Фрейд ввел эти различия, связанные с топикой, в саму память. Так, данное событие может быть записано в различных "мнесических системах". Фрейд предложил несколько моделей (более или менее тесно связанных с образами) такой расчлененности памяти на различные уровни. В "Исследованиях истерии" он сравнил организацию памяти со сложно устроенным архивом, в котором воспоминания можно классифицировать в зависимости от их хронологического порядка, связей в ассоциативных цепях, степени доступности осознанию (4). В своем письме В. Флиссу от 6.12.96 и в главе VII из 'Толкования сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) он изложил эту концепцию упорядоченной последовательности записей в мнесических системах еще раз и более внятно: различие между предсознанием и бессознательным уподоблено здесь различию между двумя мнесическими системами. В "описательном" смысле слова все мнесические системы считаются бессознательными, однако следы системы бессознательного не способны сами по себе проникнуть в сознание, тогда как предсознательные воспоминания (или память в общераспространенном смысле слова) могут вновь возникать при том или ином типе поведения. 3) Фрейдовская концепция инфантильной амнезии* проясняет для нас метапсихологическую теорию мнесических следов. Как известно, Фрейд считал, что наша неспособность вспомнить события первых лет жизни обусловлена не слабостью памяти, а наличием вытеснения. В более общем смысле это означает, что все воспоминания могут быть записаны в памяти, однако способность вызывать эти воспоминания зависит от их нагрузки, разгрузки, противонагрузки. Этот подход опирается на клинически выявленное различие между представлением и квантом аффекта*: "Среди психических функций необходимо особо выделить какие-то единицы (кванты аффекта, порции возбуждения), которые могут возрастать, убывать, смещаться, разряжаться и распространяться по мнесическим следам представлений, как электрические заряды по поверхности тела" (5). * Как мы видим, фрейдовская концепция мнесического следа четко отлична от эмпиристской концепции энграммы как отпечатка, сходного с реальностью. В самом деле: 1) мнесический след навсегда записан в психике, причем его место определяется связью с другими следами. Фрейд даже попытался выделить системы, в которых следы одного и того же объекта записываются по-разному в зависимости от типа ассоциаций (одномоментных, причинно зависимых и пр.) (6,7а). Помимо того, оказывается, что, скажем, в одном ассоциативном контексте воспоминание может всплыть на поверхность, а в другом контексте — остается недоступным сознанию (см.: Комплекс). 2) Фрейд даже близок к мысли, что мнесические следы не обладают чувственными качествами; "Когда воспоминания всплывают в сознании, они не обнаруживают вообще никаких или же гораздо меньше чувственных качеств, чем восприятия" (7b). По-видимому, "Набросок научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) с его нейрофизиологическим подходом убедительнее всего обосновывает любое сравнение мнесического следа с образом-"подобием" и дает наилучший доступ к фрейдовской теории памяти во всем ее своеобразии. В "Наброске" Фрейд попытался понять, как происходит запись воспоминания в нейронном аппарате, не обращаясь к проблеме сходства между следами и объектами. Мнесический след — это особое размещение проложенных путей*, из которых выбирается лишь один. Подобное функционирование памяти можно сравнить с "памятью" в теории кибернетических машин, построенных на основе бинарных оппозиций, подобно тому, как нейронный аппарат, по Фрейду, определяется последовательностью парных разветвлений. Обращаясь в своих последующих работах к понятию мнесического следа (в качестве синонима иногда используется понятие "мнесический образ"), Фрейд понимал под этим — когда речь не идет о конституировании предметов — их отображения в духе эмпирической психологии. (1) Freud (S.). Jenseits des Lustprinzips, 1920. G.W., XIII, 24; S.E., XVIII, 25; франц., 27. (2) Breuer (J.). Theoretisches, 1895. Нем., 164, n.; S.E., II, 188—189, n.; франц., 149 — 150, n. (3) Cf. Freud (S.). Notiz uber den "Wunderblock", 1925. G.W., XIV, 3—8; S.E., XIX, 227—232. (4) Cf. Freud (S.). Zur Psychotherapie der Hysterie, 1895. G.W., I, 295 sqq.; S.E., II, 291 sqq.; франц., 235 sqq. (5) Freud (S.). Die Abwehr-Neurosen, 1894. G.W., I, 74; S.E., III, 60. (6) Cf. Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887 — 1902. Нем., 186; англ., 174; франц., 154 —155. (7) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. — a) Cf. G.W., II — III, 544; S.E., V, 538—539; франц., 442 — 443. — b) G.W., II — III, 545; S.E., V, 540; франц., 543 — 544. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|