|
Свободных ассоциаций (метод или правило); free associationКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2553Свободных ассоциаций (метод или правило) Нем.: freie Assoziation. — Франц.: libre association (methode ou regle de-). — Англ.: free association. — Исп.: associacion libre. — Итал.: libera associazione. — Португ.: associacao livre. • Высказывание всех, без разбора, мыслей, которые приходят в голову — либо отправляясь от какого-то слова, числа, образа сновидения, представления, либо самопроизвольно. • Прием свободных ассоциаций — это опора всей психоаналитической техники. Точно указать дату этого открытия невозможно; Фрейд шел к нему постепенно — между 1892 и 1898 гг. — и различными путями. 1) Судя по "Исследованиям истерии" (Studien uber Hysterie, 1895), метод свободных ассоциаций возник на основе доаналитических методов исследования бессознательного, исходивших из внушения и сосредоточенности пациента на данном представлении; настойчивый поиск патогенного элемента уступает у пациента место спонтанному выражению. В "Исследованиях истерии" показана и роль пациентов в этом открытии (а). 2) Одновременно с этим Фрейд использовал прием свободных ассоциаций в собственном анализе, особенно в анализе снов: именно отрывок сна становился исходной точкой для образования ассоциативных цепочек, ведущих к сновидным мыслям. 3) В опытах Цюрихской школы (1) перерабатывались, уже с психоаналитической точки зрения, опыты, ранее проводившиеся школой Вундта. Сторонники Вундта изучали характер и темп реакций (их различия в зависимости от субъективного состояния) на слова-стимулы. Юнг обнаружил, что ассоциации определяются "…всей совокупностью представлений, связанных с определенным эмоционально окрашенным событием" (2), назвал эту целостность комплексом*. В работе "К истории психоаналитического движения" (Zur Geschichte der psychoanalytischen Bewegung, 1914) Фрейд подчеркнул значение этих опытов "для быстрой экспериментальной проверки утверждений психоанализа и для прямого показа в обучении таких связей, которые мог бы продемонстрировать только психоаналитик". 4) Пожалуй, здесь стоит назвать еще один источник, упомянул, Фрейдом в заметке "О предыстории психоаналитической техники" (Zur Vorgeschichte der analytischen Technik, 1920): писатель Людвиг Берне, которого Фрейд читал в юности, рекомендовал тем, кто хочет "стать оригинальным писателем за три дня", записывать все, что приходит в голову, устраняя воздействие самоцензуры на интеллектуальное творчество (4). * Слово "свободные" в сочетании "свободные ассоциации" требует следующих пояснений: 1) даже в тех случаях, когда отправной точкой свободных ассоциаций является слово-индуктор (опыты Цюрихской школы) или какой-то отрывок сновидения (метод Фрейда в 'Толковании сновидений" [Die Traumdeutung, 1900]), развертывание ассоциаций остается "свободным", поскольку оно запрещает подталкивание ассоциаций в определенном направлении или же их отбор. 2) Эта "свобода" увеличивается, если такой отправной точки нет. Именно в этом смысле говорят о правиле свободных ассоциаций как об основном правиле* психоанализа. 3) Фактически свободу здесь нельзя понимать как неопределенность: правило свободных ассоциаций нацелено, прежде всего, на устранение осознанного отбора мыслей или, на языке первой фрейдовской топики, на выведение из строя второй цензуры (цензуры между сознанием и предсознанием). Вместе с тем оно выявляет бессознательные защиты, свидетельствующие о воздействии первой цензуры (между предсознательным и бессознательным). В конечном счете метод свободных ассоциаций предназначен для выявления в бессознательном определенного порядка: "Когда осознанные целепредставления* (Zielvorstellungen) устранены, динамика представлений направляется скрытыми целепредставлениями" (5). а) Ср. прежде всего рассказ Фрейда о своей пациентке Эмми фон Н.: в ответ на настойчивые попытки Фрейда обнаружить источник симптома она ответила, что "...не следует допытываться, откуда взялось то и это; лучше дать ей рассказать ему все, что ей хочется" (6а). По поводу этой же пациентки Фрейд заметил: "Она, по-видимому, восприняла мой метод [...]. To, что она мне говорит [...], далеко не так спонтанно, как кажется; в ее словах воспроизводятся, причем достаточно верно, ее воспоминания, а также новые впечатления, которые повлияли на нее за время после нашей последней встречи, а они возникают — подчас совершенно неожиданно — на основе тех патогенных воспоминаний, от которых она самопроизвольно освободилась в результате словесной разрядки" (6b). (1) Cf. Jung (C.G.). Diagnostische Assoziationsstudien, 1906. (2) Jung (C.G.) и Ricklin (F.). Diagnostische Assoziationsstudien, I Beitrag: Experimentelle Untersuchungen uber Assoziationen Gesunder, 1904. N. p. 57. (3) Freud (S.). G.W., X, 67; S.E., XIV, 28; франц., 285. (4) Freud (S.). G.W., XII, 311; S.E., XVIII, 265. (5) Freud (S.). G.W., II — III, 536; S.E., V, 531; франц., 437. (6) Freud (S.).Studien uber Hysterie, 1895. — a) G.W., I, 116; S.E., II, 63; франц., 48. — b) G.W., I, 108; S.E., II, 56; франц., 42. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|