|
Сверх-Я; super-egoКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1598Сверх-Я Нем.: Uber-Ich. — Франц.: surmoi (или sur-moi). — Англ.: super-ego. — Исп.: superyo. — Итал.: super-io. — Португ.: superego. • Одна из инстанций личности во второй фрейдовской теории психического аппарата: по отношению к Я Сверх-Я играет роль судьи или цензора. Сверх-Я, по Фрейду, ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. Обычно Сверх-Я трактуют как наследника Эдипова комплекса; оно образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов. Некоторые психоаналитики относят формирование Сверх-Я к ранним доэдиповским стадиям (М. Кляйн) или по крайней мере ищут предшественников Сверх-Я в очень ранних психических механизмах и формах поведения (например, Гловер, Шпитц). • Термин Сверх-Я был введен Фрейдом в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) (а). Обозначаемая им критическая функция представляет инстанцию, которая обособилась от Я, но, по-видимому, властвует над ним, судя по состоянию патологической скорби и меланхолии, когда субъект становится объектом критики и упреков: "Мы видим, как одна часть Я противополагается другой, подвергая ее критике и превращая в объект" (1). Понятие Сверх-Я относится ко второй фрейдовской топике. Однако еще до ее вычленения психоаналитическая клиника и теория уже признавали (например, в понятии цензуры* сновидения) особую роль в психическом конфликте той инстанции, которая запрещает осознание желаний. Более того, Фрейд изначально признавал (и это отличает его концепцию от традиционных представлений о нравственном сознании), что эта цензура может действовать бессознательно. Он отмечал также, что при неврозе навязчивых состояний самоупреки не всегда осознанны: "Субъект, страдающий от принуждений и запретов, ведет себя так, словно он испытывает чувство вины, которое можно назвать безотчетным или неосознанным, несмотря на очевидное противоречие в терминах" (2). Однако именно изучение бреда преследования, меланхолии и патологической скорби привело Фрейда к вычленению в личности одной части Я, направленной против другой — Сверх-Я, играющего для субъекта роль образца и судьи. Впервые Фрейд выявил эту инстанцию в 1914 —1915 г., обнаружив в ней две подструктуры: собственно Идеал-Я и критическую инстанцию (см.: Идеал-Я). Понятие Сверх-Я в широком и общем смысле слова (ср. "Я и Оно" где, напомним, этот термин используется впервые) обозначает и запрет, и идеал. При сохранении Идеал-Я в виде отдельной подструктуры Сверх-Я становится воплощением одновременно и закона, и запрета на его нарушение. * По Фрейду, формирование Сверх-Я связано с угасанием Эдипова комплекса*: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок преобразует нагрузку родительских персонажей в (само)отож-дествление с родителями и интериоризует запрет. При этом Фрейд подчеркивал различие между мальчиком и девочкой: у мальчика комплекс Эдипа неизбежно сталкивается с угрозой кастрации, вследствие чего возникает "строгое Сверх-Я" (За). У девочки, напротив, "...комплекс кастрации не только не устраняет Эдипова комплекса, но напротив, подготавливает его появление [...]. Эдипов комплекс у девочки сохраняется надолго и затем устраняется, хотя и не полностью. При таких условиях страдает процесс образования Сверх-Я: оно не достигает той мощи и той независимости, которых требует его роль в культуре" (Зb). Таким образом, именно отказ от любовных и враждебных эдиповских желаний лежит в основе формирования Сверх-Я, которое, по Фрейду, впоследствии обогащается также социальными и культурными требованиями (образование, религия, мораль). Впрочем, еще и до формирования Сверх-Я в традиционном смысле слова уже возникают либо ранние формы Сверх-Я, либо непосредственно приводящие к нему стадии. Так, ряд авторов считают, что интериоризация запретов происходит гораздо раньше угасания Эдипова комплекса: в частности, раньше усваиваются некоторые педагогические требования и среди них, как отметил Ференци в 1925г., определенные требования к работе сфинктера [Zur Psychoanalyse von Sexualgewohnheiten]. Для последователей М. Кляйн Сверх-Я существует уже на оральной стадии: оно складывается в результате интроекции "хороших" и "плохих" объектов, причем жестокость его объясняется детским садизмом, наиболее сильно развитым именно в этот период (4). Другие авторы, не признающие доэдипова Сверх-Я, тем не менее показывают, что формирование Сверх-Я начинается очень рано. Р. Шпитц, например, вычленял три главные предпосылки этого процесса: навязанные извне физические действия, овладение жестикуляцией через (само)отождествление с другими людьми и, что всего важнее, идентификация с агрессором (5). * Довольно трудно определить, какую роль играют в образовании Сверх-Я Идеал-Я*, Я идеальное* и просто Я*. "Установление Сверх-Я может рассматриваться как случай успешного (само)отождествления с родительской инстанцией",— пишет Фрейд в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932) (3c). Выражение "родительская инстанция" означает, что механизм образования Сверх-Я не следует понимать как (само)отождествление с конкретными лицами. Вот одно из разъяснений этой мысли: Сверх-Я ребенка складывается не по образу родителей, но по образу Сверх-Я родителей: оно наполнено теми содержаниями, традициями и ценностными суждениями, которые передаются из поколения в поколение (3d). Чаще всего антропоморфизм второй фрейдовской топики подвергался критике именно в связи со Сверх-Я. Однако Д. Лагаш, напротив, считал заслугой психоанализа выделение роли антропоморфизма в возникновении и функционировании психики с ее "анимистическими вкраплениями" (6). Клинический опыт психоанализа показывает, что Сверх-Я действует в "реалистической манере" и как независимая инстанция (“плохой” внутренний объект, "грубый голос" (б) и т.д.). Вслед за Фрейдом ряд авторов подчеркивали, что Сверх-Я весьма далеко отстоит от действительных запретов и наставлений родителей и воспитателей, так что "строгое" Сверх-Я может даже противоречить их установкам. а) Французский термин для Сверх-Я — surmoi или sur-moi. Иногда, особенно в многочисленных работах Р. Лафорга по этому вопросу, встречается и термин Superego. б) По Фрейду, Сверх-Я включает в себя главным образом словесные представления, а его содержание определяется звуковыми восприятиями, наставлениями, чтением и пр. (7). (1) Freud (S.). Trauer und Melancholie, 1917. G.W., X, 433; S.E., XIV, 247; франц. 199. (2) Freud (S.). Zwangshandlungen und Religionsubungen, 1907. G.W., VII, 135; S.E., IX, 123; франц., 172 — 173. (3) Freud (S.). Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932. — a) G.W., XV, 138; S.E., XXII [ошибка в оригинале], 129; франц., 177. — b) G.W., XV, 138; S.E., XXII, 129; франц., 177. — с) Cf. G.W., XV, 70; S.E., XXII, 63 — 64; франц., 90. — d) G.W., XV, 73; S,E, XXII, 67; франц., 94—95. (4) Cf. Klein (M.). The Early development of Conscience in the Child, 1933. In: Contributions. Passim. (5) Cf. Spitz (R.). On the genesis of superego components. In: Psa. Study of the Child, 1958, XIII, 375-404. (6) Cf. Lagache (D.). La psychanalyse et la structure de la personnalite. In: La Psychanalyse, Paris, P.U.F, 1961, vol. VI, 12 —13. (7) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923, G.W., XIII, 282; S.E., XIX, 52—53; франц., 210-211. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|