|
Садизм — мазохизм, садомазохизм; sadism-masochism, sado-masochismКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 7276Садизм — мазохизм, садомазохизм Нем.: Sadismus — Masochismus, Sadomasochismus. — Франц.: sadisme — masochisme, sado-masochisme. — Англ.: sadism-masochism, sado-masochism. — Исп.: sadismo—masoquismo, sado-masoquismo. — Итал.: sadismo — masochismo, sado-masochismo. — Португ.: sadismo — masoquismo, sado-masoquismo. • Выражение, которое подчеркивает симметрию и взаимодополнительность двух разновидностей извращения — садизма и мазохнзма, а также представляет их как пару противоположностей, имеющую фундаментальное значение как в процессе развития, так и в конкретных проявлениях жизни влечений. Именно в этом смысле термин "садомазохизм", обозначающий в сексологии смешанные формы обоих извращений, был заимствован психоанализом — во Франции, прежде всего, Д. Лагашем: этот термин подчеркивает взаимодействие обеих позиций как в межличностных конфликтах (господство — подчинение), так и в структуре личности (самонаказание). • В статьях о мазохизме и садизме обсуждаются основные терминологические вопросы; в данной же статье рассматривается лишь пара противоположностей садизм — мазохизм, а также отношение между этими двумя полюсами и его роль с точки зрения психоанализа. Мысль о взаимосвязи между садизмом и мазохизмом как разновидностями извращения выдвинул уже Крафт-Эббинг. Фрейд впервые обратился к ней в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), представляя садизм и мазохизм как разновидности одного и того же извращения, которое в различной форме (активной или же пассивной) и степени встречается у каждого индивида: "Садист — это всегда в то же время и мазохист, причем преобладание активной или же пассивной стороны этого извращения позволяет определить господствующую форму сексуальной активности" (1а). В ходе дальнейшего развития идей Фрейда и психоаналитической мысли внимание все больше сосредоточивалось на двух моментах: 1) эти два термина столь тесно взаимосвязаны, что невозможно изучать порознь ни их возникновение, ни конкретные проявления садизма и мазохизма. 2) Значение этой пары противоположностей выходит далеко за пределы извращений: "Садизм и мазохизм занимают особое место среди других извращений, поскольку активность и пассивность, лежащие в их основе,— это всеобщие свойства сексуальной жизни" (1b). * Мысли Фрейда о возникновении садизма и мазохизма менялись в зависимости от пересмотра теории влечений. По поводу первой теории (она находит свое законченное выражение во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915)) обычно говорится, что садизм возникает раньше мазохизма и что мазохизм — это садизм, обращенный на себя. Фактически садизм понимается здесь как агрессия, направленная на другого человека, не учитывающая его страданий и не связанная с сексуальным удовольствием. "Как показывает психоанализ, причинение боли другому вовсе не составляет изначальной цели влечения. Ребенок-садист не отдает себе отчета в том, что он причиняет боль, и делает это непреднамеренно" (2а). То, что Фрейд называет в данном случае садизмом, свидетельствует скорее о влечении к овладению*. Мазохизм — это не только обращение* на себя, но и одновременно превращение активности в пассивность. Лишь в связи с мазохизмом динамика влечений приобретает сексуальный смысл, и причинение страданий становится ее сутью: "... чувство боли, а также другие ощущения неудовольствия вызывают сексуальное возбуждение, порождая приятное состояние, ради которого субъект готов вытерпеть даже неудовольствие от боли" (2b). Фрейд вычленил два этапа такого обращения на себя: на первом субъект причиняет страдание самому себе, что особенно ярко проявляется при неврозе навязчивых состояний; на втором, или собственно мазохистском, этапе субъект ищет боли, причиняемой другим человеком. Иначе говоря, прежде чем перейти в страдательный залог, глагол “причинять” боль принимает возвратную форму (2с). Наконец, садизм в собственно сексуальном смысле слова предполагает новое преобразование мазохистской позиции. В этих двух последовательных превращениях Фрейд подчеркивал роль (само)отождествления с другим в процессе фантазирования при мазохистской позиции: "... пассивное Я вставит себя в своих фантазиях на свое прежнее место, которое отныне отдано постороннему человеку" (2d). Подобно этому, "причинение боли другим людям позволяет садисту мазохистски наслаждаться ею, (само)отождествляясь с жертвой" (2f, a). Любопытно, что сексуальность появляется в этом процессе одновременно с интерсубъективностью и фантазированием. Хотя позднее Фрейд, сравнивая этот этап с последующим, утверждал, что вывел мазохизм из садизма, не допуская никакого первичного мазохизма, мы видим, однако, что если понимать мазохизм в собственном (т. е. сексуальном) смысле слова, тогда именно мазохизм окажется первичным и определяющим. Вводя понятие влечения к смерти, Фрейд как раз и утверждал существование так называемого первичного мазохизма. Он полагал, что на первой, мифической, стадии влечение к смерти целиком обращено на самого субъекта, однако это покамест не был первичный мазохизм в его фрейдовском понимании. Задачей либидо является обращение влечения к смерти главным образом на внешний мир: "Часть этого влечения подчинена сексуальному влечению и играет важную роль в его удовлетворении. Это садизм в собственном смысле слова. Другая его часть не присутствует в такой экстериоризации: она остается внутри организма и посредством сексуального возбуждения достигает либидинальной связанности. Это и есть первичный, или эрогенный, мазохизм" (3а). Если не углубляться в терминологические неувязки, вполне осознаваемые и самим Фрейдом (Зb), то окажется, что первичное состояние — с направленным на самого индивида влечением к смерти — не соответствует ни мазохистской, ни садистской позиции. Связывая себя с либидо, влечение к смерти единым махом расщепляется на садизм и мазохизм. Кстати, садизм и сам в свою очередь может обернуться против субъекта, "в виде вторичного мазохизма, добавленного к первичному" (3с). * Фрейд описал роль садизма и мазохизма на различных стадиях детской либидинальной организации. Прежде всего Фрейд усматривает их действие на анально-садической*, но также и на других стадиях (см.: Стадия орально-садическая; Каннибализм; Соединение — Разъединение). Как известно, Фрейд считал пару противоположностей активность — пассивность*, которая воплощается, прежде всего, в противоположности садизма и мазохизма, одним из главных полюсов сексуальной жизни субъекта: она разветвляется далее на фаллическое — кастрированное, мужское — женское. Фрейд открыл и внутрисубъектную роль садизма — мазохизма: она проявляется главным образом в диалектике противопоставления между садистским Сверх-Я и мазохистским Я (3,4). * Фрейд обратил внимание на взаимодействие садизма и мазохизма не только в явных извращениях; он отметил взаимообратимость этих позиций в фантазиях и во внутрисубъектных конфликтах. Вслед за Фрейдом Д. Лагаш видел в садомазохизме стержень межсубъектных отношений. Психический конфликт и главная его разновидность — Эдипов конфликт — это конфликт запросов (см.: Конфликт): "Позиция запрашивающего—это потенциально позиция преследуемого — преследующего, поскольку сам запрос необходимо предполагает садомазохистские отношения типа господство—подчинение, которые скрыто присутствуют при любом вмешательстве инстанции власти" (5). а) О структуре взаимодействий между садизмом и мазохизмом см. "Ребенка бьют" (Ein Kind wird geschlagen, 1914). б) О роли понятия "садомазохизм" в концепции Д. Лагаша см. в тексте, упомянутом в (5). (1) Freud (S.). a) G.W., V, 59; S.E., VII, 159. — b) Добавл. в 1915 г.: G.W., V, 58; S.E., VII, 159; франц., 45. (2) Freud (S.). a) G.W., X, 221; S.E., XIV, 128; франц., 46. — b) G.W., X, 221; S.E., XIV, 128; франц., 46. — с) Cf. G.W., X, 221; S.E., XIV, 128; франц., 129; франц 46. (3) Freud (S.). Das okonomische Problem des Masochismus, 1924. a) G.W., XIII, 376; S.E., XIX, 163—164; франц., 216. — b) Cf. G.W., XIII, 377; S.E., XIX, 164; франц., 217. — с) G.W., XIII, 377; S.E., XIX, 164; франц., 217. — d) Cf. Passim. (4) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. Глава V: G.W., XIII, 277—289; S.E., XIX, 48—59; франц., 205— 218. (5) Lagache (D.). Situation de l'agressivite. In: Bull. Psycho., XIV, 1, I960, 99-112. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|