Интегрированное занятие по художественной литературе в старшей группе «Путешествие за листком»
Цель:
Познакомить детей с жанром литературы
Задачи:
- Уточнить знания детей об овощах и фруктах, осенних явлениях природы.
- Развивать логическое мышление при решении логических задач. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Упражнять в доказательной речи, активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы, понимать смысл прочитанного, действия главных героев, уметь передавать это в речи, способствуя приобщению детей к книжной культуре. Воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
Предварительная работа:
- Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
- Чтение сказок и стихов.
- Рассматривание иллюстраций об осени, о сборе урожая
- Игры «Собираем урожай», «Где что растёт», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом».
Занятие проводится в рамках проекта «В стране почитай-ка (Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы)».
Ход занятия:
Дети стоят вокруг воспитателя. У неё в руках листок с дерева.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята! Открыла я окно, чтобы
проветрить группу, а мне в руки прилетело вот что… (показывает лист)
Листья жёлтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковёр ложатся.
Что за жёлтый снегопад? Это просто… Дети: Листопад Воспитатель: А интересно, откуда прилетел к нам этот лист?
Давайте за ним пойдём, и узнаем…
Дети с воспитателем переходят к столу, где лежит репка (муляж)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда мы пришли? Что это?
Дети: Это сказка репка.
Воспитатель: А кто её написал?
Дети: Народ.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Поэтому она и называется «русская
народная сказка». А что же делали герои этой сказки?
Дети: Репку тащили.
Воспитатель: Значит, что они собирали?
Дети: Урожай.
Воспитатель: А в какое время года собирают урожай овощей и фруктов?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Назовите мне овощи и фрукты, какие вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А где растут овощи?
Ответы детей (на грядках).
Воспитатель: А где растут фрукты?
Ответы детей (на деревьях)
Игра «Разбери урожай» (блоки Дьенеша, корзина, мешок под
овощи, мешок с блоками).
Воспитатель: Собрал дед урожай. Да всё в один мешок свалил. А бабка ругается… Давайте поможем деду правильно урожай разложить: фрукты в корзину, овощи в мешок. Всё нужно назвать. Повторяться нельзя.
Воспитатель: Вот, и разобрали урожай. А как вы думаете, мог ли листок прилететь из этой сказки?
Предположения детей.
Воспитатель: А кто здесь главный герой?
Дети: Репка.
Воспитатель: Значит, это сказка не про листик… Что ж, пойдёмте дальше.
Дети проходят к скамейкам, на подставке книга И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Воспитатель: Ребята, смотрите, какое интересное название у книги. Может быть, отсюда прилетел наш листочек?..
Воспитатель читает детям рассказ «Листопадничек».
Воспитатель: Кто главный герой? Что с ним случилось? Где он побывал? Чем всё закончилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Это рассказ про зайца, а не про листик. Значит, наш листочек прилетел не отсюда…
Физкультминутка ( «По дороге в лес»)
Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой) Облако плывёт над нами, Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх)
Ветер пыль над полем носит, Наклоняются колосья – Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте) Там немного отдохнём.
Воспитатель: Ребята, мы шли, шли и пришли в чудесный лес
Звучит музыка Вивальди «Осень»
Воспитатель читает отрывок «Лес, точно терем расписной» из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…
Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи об осени?
Дети читают 2-3 стихотворения об осени.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие замечательные стихи об осени вы прочли! И как красиво осенью в лесу! Мне кажется, что листок прилетел именно отсюда. Вот его место!
Воспитатель прикрепляет лист среди других листьев.
Воспитатель: А вы, ребята, большие молодцы! За листочком мы шагали, побывали в гостях у сказки, у рассказа, да и стихи читали… Я открою вам секрет: и сказка, и рассказ, и стихи – всё это жанры литературы. Запомните это, пожалуйста.
|