Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
Дети с нарушениями зрения часто испытывают трудности при ориентировке в пространстве.
Семья, для ребенка является первичным социальным окружением. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками. Именно полноценное, организованное общение с близкими взрослыми, и со сверстниками, способствует успешной социализации ребенка. Характер отношения в семье к ребенку, его интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей – все это отражается на динамике развития ребенка. Родители, организуя игры и занятия в домашних условиях, активно взаимодействуя с ребенком, смогут обеспечить полноценное психическое и психологическое развитие ребенка, а также способствовать достижению положительного результата в коррекционной работе.
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях. Важной составляющей при ориентировке в пространстве является умение использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи детей с помощью предлогов и наречий. Ребенок должен заниматься с интересом, удовольствием, радостью. С этой целью, необходимо проводить занятие в виде игры, забавы. Можно к игре привлечь всех членов семьи.
Исходя из всего вышесказанного, предлагаем Вам несколько игр, в которые можно играть во время отдыха, на пляже, на семейных праздниках.
«Что изменилось?»
На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один — два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.
«Путешествие по комнате»
Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там приз. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево,
сделай два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».
«Космос»
Воссоздаем модель солнечной системы. Ведущий – солнце. И если играет один ребенок, то он – Земля и двигается вокруг солнца. Желательно набрать детей и взрослых по количеству планет солнечной системы. Перед игрой надо рассказать о солнечной системе, назвать планеты, сказать о том, что они идут в строгой последовательности по отношению к солнцу и что удерживает их в таком порядке и на одном расстоянии от солнца сила гравитации. Если гравитации не будет, то воцарится полный хаос, просто все разлетится в разные стороны, и не будет взаимодействовать. Вот это и есть тема игры.
Итак, дети становятся планетами — в порядке расположения планет от солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Все это лучше оформить наглядно – каждому ребенку цифра – заодно повторится порядковый счет. У каждого своя орбита, кто-то движется ближе к солнцу, кто-то дальше.
Вдруг налетает хаос и разгоняет все планеты, сбивая и нарушая всю гравитацию. Планеты разбегаются, но затем порядок восстанавливается и планеты снова кружат вокруг солнца по определенным орбитам. Дети должны вспомнить порядок расположения (по названиям планет и/или по цифре – какую цель поставите).
Всегда интересны игры с песком, а особенно всяческие «пряталки». Дети часто закапывают вещи, а потом снова откапывают, им это доставляет настоящее удовольствие и радость открытия. Вариантов пряталок может быть много.
«Секретик»
Прячем что-нибудь, например, игрушку-киндер, в листочек лопуха и кладем в ямку. Закапываем (кто будет искать и откапывать, не должен видеть, где спрятали!). Здесь есть множество вариантов, которые не хочется пропустить. Можно просто пометить место с секретиком. Теперь пусть ребенок ищет, вглядываясь в песок и выискивая ваш малюсенький крестик. Можно нарисовать стрелочки на пути к цели. Или ничего не помечая, руководить с помощью словесных инструкций, таким образом помогая сориентироваться ребенку.
«Статуя»
Кто-нибудь из играющих прячется под большим пляжным полотенцем. Только надо молчать и не двигаться! То есть он статуя! И должен быть неподвижен. Остальные нащупывают статую и пытаются догадаться, в какой позе статуя сидит. Если кому-то показалось, что он угадал, садится в такую же позу. Полотенце снимается и положения сравниваются. Если угадал не верно, сам становится статуей. А верно, значит играем заново с той же статуей.
«Кто под полотенцем?»
Здесь желательно, чтобы «подозреваемых» было как можно больше, тогда и игра будет интереснее. Кто-то может отсутствовать в море и т.п. В общем, чтобы не разгадать сразу. Кто-нибудь прячется под полотенцем, а остальные думают и гадают, кто же он? А спрятавшийся может в свою очередь делать подсказки: смешные, уводящие в сторону и по делу. Например, показать кольцо мамы. Или заговорить измененным голосом. Или показать часть своей косички.
Коррекционно-развивающая работа в виде игр и упражнений поможет положительно повлиять на характер и содержание различных видов деятельности, речи, поведения дошкольника, на состояние его эмоционально-волевой сферы. Ведь в играх дети смогут координировать свои движения; развивать подвижность, силу и гибкость тела; понимать направления движения; чувствовать и радоваться достигнутому результату.
|