А. Стешов. Правила спора. Позиции и поведение в споре
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Правила поведения в споре
Представьте себе, что вы не выполнили договоренности
по какому-либо вопросу и вступили в спор, имея за собой
долг. У собеседника есть сомнения относительно вашей
обязательности. Казалось бы, пустячок. Вы не придаете
этому значения, да и партнер сам ясно не сознает,
что ему мешает пойти вам навстречу. Срабатывает
мысль: «Обманувшему раз кто может поверить еще?»
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: договоры должны выполняться.
Это правило сформулировано еще древними римлянами
на заре формирования государственных отношений
между людьми. С этого начинается право.
Всякие договоренности, волеизъявления, обещания,
заверения необходимо доводить до поступков, конкретных
действий. Необязательного человека может отвергнуть
не только любимая жена, но и такой же, как он
сам, необязательный собеседник.
Нарушение правил деловых взаимоотношений причиняет
огромный ущерб в хозяйственной, политической и
всякой другой деятельности. Легко представить, что бы
случилось, если бы эта норма повсеместно утратила
смысл: поведение людей стало бы абсолютно непредсказуемым.
Мы не смогли бы ориентироваться в самых
простых человеческих отношениях.
Итак, за словом должно последовать дело, которое
не разойдется со словом.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО: человек — мера всех вещей.
Общечеловеческой нормой общения является признание
человека высшей ценностью. Из всех наших целей первейшей
является благо человека. Мы льем чугун из расчета
на душу населения, добываем нефть на душу населения,
но когда конкретный человек задыхается в угольной
пыли, в газовом смраде промышленных гигантов, в
то время как мы спорим и добиваемся одобрения проекта,
который окончательно погубит среду его обитания, то не выбрасываем ли мы эту норму вместе с отходами
производства?
Если в споре два соперника бьются за идею, то не
следует истреблять друг друга за инакомыслие. Не губить
самих себя как носителей идей.
Золотое правило вежливости: (не) поступайте по отношению
к другим так, как вы (не) хотели бы, чтобы
поступали по отношению к вам.
Вежливость — это великое искусство вписываться в
общество, необходимая душевная смазка, без которой
механизм человеческих взаимоотношений не заработает.
Установка простая: уважайте достоинство партнера,
поймите его стремления, не задевайте самолюбия.
Чтобы в споре собеседник не перешел в эгоцентрическую
позицию, В. Л. Леви предлагает четыре правила,
как один эгоист может психологически нейтрализовать
другого эгоиста с самыми приятными эмоциями для
обоих (см.: «Леви В. Л. Искусство быть другим. М., 1980.
С. 130).
Первое: вникните в суть высказываний
собеседников. Это значит — спрячьте в карман
свои эмоции и посмотрите на того, с кем имеете дело.
Поймите его точку зрения, его обстоятельства, поставьте
себя, ради себя же. на его место. Узнавайте о нем
заранее, изучайте незаметно. Запоминайте имена и
даты, вкусы и интересы.
Второе: создайте благоприятную атмосферу.
Это значит — улыбайтесь пошире, начинайте с
«да», с согласия. Если соперник обвиняет вас, обезоруживайте
его фразой: «Да, я не прав». Выражайте сочувствие,
и как можно более искренне. Говорите с ним о
том, о чем он хочет, или о нем самом, начинайте только
с этого, никогда не начинайте с «я». Обращайтесь к
мотивам личной заинтересованности — «пряник прежде
всего».
И дарите, дарите, дарите...
Третье: не унижайте другого. Не царапайте
по самолюбию, не задевайте его неосторожно.
Не обвиняйте, не угрожайте и не приказывайте; не
выказывайте недоверия; не прерывайте собеседника; не
хвалитесь; не показывайте, что он вам неинтересен или
противен; отказывая, извиняйтесь и благодарите...
Четвертое: возвышайте соперника. Проявляйте
к нему повышенный интерес; оказывайте доверие;
слушайте и слушайте, хвалите, хвалите и хвалите; дайте
ему возможность почувствовать себя значительным...
Дайте похвастаться, ощутить свое превосходство, советуйтесь
с ним как со старшим.
Имея идею, наводите на нее исподволь, чтобы ему
показалось, что это его идея...
Наверное, это не бесспорные правила, но кто сомневается,
всегда может проверить их эффективность.
Давайте рассмотрим ситуацию, когда в споре столкнулись
человек преклонного возраста и юноша. У каждого
из них свои черты характера, свойственные возрасту.
Можно ли вступать в спор, не приняв во внимание
особенности друг друга? Аристотель, например, рекомендовал
ориентироваться на черты характера, свойственные
юности и старости.
Юные:
склонны к желаниям,
страстны, вспыльчивы, не
переносят пренебрежения,
любят победу, совсем не
корыстолюбивы, не злы,
добродушны, легковерны,
живут надеждой, чрезвычайно
смелы, великодушны,
любят друзей, во всем
грешат крайностью, все
делают через меру, считают
себя всеведущими, доступны
состраданию, любят
посмеяться, сказать
острое слово.
Старые:
ничего положительного не
утверждают, «полагают»,
но ничего не «знают»,
злонравны, подозрительны,
недоверчивы, любят и
ненавидят не сильно, малодушны,
не жаждут, не
щедры, трусливы, всего
опасаются, эгоисты, живут
воспоминаниями, гнев
их пылок, но бессилен,
руководствуются расчетом,
поступают несправедливо
по злобе, ворчливы,
не бойки и не смешливы.
Прочитав об этих характерных чертах молодого человека
и пожилого, можно с уверенностью сказать, что
спор между ними ни к чему не приведет. Но люди все-таки спорят и доводят друг друга до гнева.
Антисфен, древнегреческий мыслитель, замечал:
«Спор нельзя устранить другим спором, так же как бешенство
одного нельзя устранить бешенством другого».
К слову, изречения и персидского поэта Саади:
«Аромат амбры пропадает от вони чеснока».
«Соловей умолкает, когда начинают орать ослы».
Что же вызывает гнев у других? Стагирит Аристотель,
ученик Платона, определяет эти причины так:
если оратор проявляет пренебрежение к нам, то есть
презрение (оскорбление чувства собственного достоинства),
самодурство (препятствие нашим желаниям), насмешку
(сказанная не к месту неприятная шутка);
если оратор гордится собственной наружностью, своей
философией, подчеркивает превосходство над нами;
если оратор говорит хорошо о тех, с кем мы соперничаем;
если он говорит плохо о тех, кем мы восхищаемся;
если отзывается плохо о нас в присутствии того, перед
кем преклоняемся, кого совестимся и перед тем,
кто нас совестится;
если оратор не благодарит нас, забывая имена.
Психологическими барьерами могут оказаться и психические
состояния — стресс, фрустрация, проявляющаяся
в виде беспокойства, напряженности, ярости, агрессии
или утраты интереса к жизни, апатии.
Такие особенности личности, как неуверенность в
себе, рассеянность, боязнь ответных мер, также могут
привести к барьерам в общении.
От психологических барьеров в споре не избавиться,
но уменьшить их влияние можно. Для этого нужно внимательно
относиться к словам и поведению партнера,
ставить себя на его место. Что ни говорите, а предстать
глупым и заблуждающимся в глазах другого, признать
безоговорочно правоту оппонента или свою ошибку, изменить
свое мнение в пользу другого тяжело, а иногда и
опасно. Поэтому личность пытается защититься. Но каким
бы трудным ни представлялся путь к цели, склонять
противника к желаемому образу мыслей надо постепенно,
учитывая его мотивы, особенности личности и
черты характера. И барьеры на этом пути неизбежны.
Только оставаться надо на высоте требований к личности,
обладающей безупречным нравственным поведением,
умом, свойственным диалектику, и способной повести
людей за собой.
СОФИСТИЧЕСКИЙ СПОР. Название спора происходит
от слова «софизм». Софос — мудрец в Древней
Греции — придумывал упражнения (рассуждения) для
тренировки ума своих учеников. Эти упражнения назывались
софизмами и намеренно строились с нарушениями
законов и правил логики. Ученики, разгадывая софистические
уловки, оттачивали свои способности противостоять
нечестным приемам противника. Устраивались
софистические споры для демонстрации виртуозности в
словесном искусстве. Цель таких споров — одержать победу
над противником, поиск истины спорящих не интересовал.
Цель оправдывала средства ее достижения.
Так сложилась софистика — словесная виртуозность, видимая
доказательность умозаключений, подмена одного
понятия другим, искусство вводить в заблуждение, злоупотребляя
«гибкостью» понятий и непозволительными
психологическими приемами.
В чистом виде в наше время такие споры не ведутся,
но отдельные приемы пускаются в ход, когда собеседники
принимают решение посостязаться, поиграть на
нервах, отвлечь оппонента, подорвать доверие к нему,
завести проблему в тупик, вывести из равновесия противника.
В книге К. Г. Павловой «Психология спора»
приводится классификация непозволительных (т. е. не
помогающих отыскать истину) приемов. Мы отсылаем
читателя к этой прекрасной работе и ограничиваемся
лишь замечанием: основная характеристика этих приемов
заключается в уклонении от принципов спора, а
именно: оперирование достоверными фактами заменяется
опорой на мнения, децентрическая направленность
— эгоцентрической, конструктивный подход — деструктивным,
уважительное отношение к личности противника
— пренебрежением.
Позиции в споре
Из всех позиций (отношений) в споре наиболее контрастно
выделяются конструктивный и деструктивный
подходы. Чем они характеризуются? По каким признакам
можно судить о том, какую позицию занял противник?
Что касается аподиктического спора, то здесь собеседники
стремятся выглядеть максимально конструктивными.
В эристическом споре обе стороны могут переходить
рубикон, занимать удобную для себя позицию сознательно
или вынужденно. В софистическом споре о
конструктивном подходе говорить не приходится.
Конструктивный подход. Суть его в том,
что противнику дают возможность убедиться в истине —
согласие или несогласие с чьей-либо точкой зрения
диктуется не волей ее автора, а соответствием или несоответствием
ее реальности.
Конструктивная направленность представляет собой
созидательное, творческое начало, стремление оратора
найти новое решение, поиск того, что объединяет, дополняет,
взаимопроникает. Собеседник с такой направленностью
занимает конструктивную позицию, т.е. отношение
его к другому определяется исключительно желанием
решить проблему, найти истину, исключив безнравственные
приемы в споре.
Человек с конструктивной направленностью отличается
интеллектуальной неудовлетворенностью (все читает,
конспектирует, систематизирует, обо всем стремится
узнать); природным любопытством; у него обычно есть
хобби; он беспокоится о престиже, бережет свой авторитет;
не теряет самообладания, если все протекает не так,
как бы хотелось; осторожно выражает свои эмоции (подавляет
желание «пообломать партнеру рога» при одной
только мысли о необходимости компромисса); готов
уступить, но не довольствуется успехом в мелочах; не
читает нравоучений свысока; не подрывает авторитета
партнера невольными унизительными колкостями и репликами;
подобно полузащитнику в футболе, не теряет
обзора поля деятельности; снова и снова переходит в
наступление, ищет шансы достичь успеха, выбирает для
этого подходящие средства: забивает гол, но не из положения
«вне игры». И это далеко не все признаки человека,
способного к конструктивному спору.
Чтобы найти истину, убедить других и повести за собой,
нужны ум, талант и упорство; чтобы сберечь и
учесть достояние прошлого и пойти дальше, нужна конструктивная
направленность, о которой хорошо сказано
в строках из песни В. Высоцкого:
...Чтоб не нарушить, не расстроить,
Чтоб не разрушить, а построить.
При защите своего мнения, при оппонировании и опровержении
такой человек проявляет максимум такта в
критических суждениях. Он предпочитает уточнениями
исходных понятий, разумным скепсисом, милым поддразниванием,
«лечебными уколами» выводить противника
из заблуждений.
В конструктивном споре действует правило: в каждом
высказывании участников в ответ на те или иные
предложения по решению проблемы, в каждом критическом
замечании (ограничение, отклонение, сомнение,
уточнение, согласие, поддержка и др.) следует искать
отправную точку для развертывания творческой
дискуссии. Используя это правило, спорщики сглаживают
остроту противоречия, переходят к более мягким
формам общения — диалогу, совету, беседе, обмену
мнениями, приближаясь к истине посредством взаимодополнения
и слияния позиций по рассматриваемым
вопросам.
Контролируйте себя вопросами, которые помогут вам
набирать нужную информацию (материал) для продолжения
спора и ведения не только критического анализа,
но и защиты своей позиции. Выясните:
ясны ли партнеру понятия, которыми он оперирует;
в чем слабость аргументации;
не выходит ли противник за пределы обсуждаемой
проблемы;
удачны ли примеры и факты, на которых строится
аргументация;
не спешит ли он с выводами без достаточных оснований;
не подменяет ли понятий и тезисов;
не скрывает ли умысел;
в достаточной ли мере учитывает мнения других;
не применяет ли подтасовок, выводов из недостаточных
статистических данных;
не злоупотребляет ли противник ложными аналогиями,
догадками, уловками;
не замалчивает ли негативные моменты варианта
решения проблемы;
не искажает ли смысл высказываний других партнеров?
Подобные вопросы развивают способность концентрировать
внимание на процессе рассуждения, когда надо
быть начеку, ведь оппонент тоже имеет свою цель и
может руководствоваться далеко не конструктивным
подходом.
Выявив ошибки, неточности, поспешные заключения,
помните, что критические замечания необходимо высказывать
только по предмету спора. В противном случае
очень легко можно скатиться к полемике не по существу
и загубить дело.
Критикуя, принимайте во внимание мотивы и интересы
собеседника. Непременно обеспечьте точность (достоверность)
и доходчивость ваших критических суждений.
Если после них вы добавите: «Я могу и ошибаться
», противник наверняка откажется от упрямства.
При неподобающих критических высказываниях
(унижающих достоинство, оглупляющих, дискредитирующих
и т. п.) человек с большим ожесточением будет отстаивать
собственное «я», упорствовать в своем мнении.
Антипатия будет нарастать, и далее противник займет
деструктивную позицию.
С целью уменьшить вероятность возникновения деструкции
надо сдерживать желание высказаться немедленно.
Иногда напирающий соперник буквально продохнуть
не дает от своих вопросов, и стоит ответить невпопад,
а в пылу спора это так часто случается, как он наносит
сокрушающий удар. Если вы попросите минутку
на обдумывание, то от этой паузы не проиграете.
Прибегайте к уступке в мелочах сопернику, когда
это необходимо. Иногда это единственная возможность
не потерять ценную мысль.
Уступка будет оправданна и как спасение противника от провала. Помогите ему почувствовать ваше
расположение,
поощрите стремление отстаивать свою
мысль, но не делайте уступок в целях личной безопасности.
Опытный и опасный полемист может даже обидеться
на это и применить против вас убийственный
аргумент.
При возникновении сложных ситуаций в споре из
затруднений можно выйти с помощью встречных вопросов.
Такие вопросы имеют уточняющую направленность,
демонстрируют неугасающий интерес к высказываниям
собеседника, активизируют оппонента. Они лишены
критической направленности, а ответы собеседника
могут подсказать новые аспекты и оценки. Предлагаем
набор подобных ситуаций для выработки конструктивного
подхода.
Действия партнера
Встречные вопросы
к нему
Голословно утверждает
что-либо («Целесообразно
принять высказанную
идею»).
Отклоняет предложение
соперника («Все равно
не получается»).
Обвиняет его в теоретизировании
(«Ваши теории
нам давно известны.
Нужны факты»).
Уводит дискуссию в сторону
вопросом («А как
вы бы решили такую ситуацию?
»).
Какова связь вопроса с
обсуждаемой проблемой?
Упрощает решение проблемы
(«Это само собой
разумеется»).
Нагнетает требования.
(«Вы не учитываете такие
элементы, как...»).
Придерживается рутины
(«Всегда так поступали,
и ничего»).
Обвиняет оппонента в
многословии («Много
воды — мало аргументов
»).
Запутывает смысл (говорит
сложными конструкциями
предложений, увлекается
высокопарными
словами, казуистикой).
Уводит в теорию вопроса
(«Без глубокого анализа
теории к практическим
вопросам не подойти
»).
Поспешно обобщает
(«Думается, что вопрос
сегодня не представляется
возможным решить»).
Судит самонадеянно
(«Я больше чем уверен
в правильности предостережений
»).Сравнивает произвольно
(«Мы уже знакомы с
попыткой идти этим путем
»). Ведет себя не по-деловому
(излишне эмоционален,
своенравно отстаивает
свою точку зрения,
не приемлет аргументов
другого, повторяет одно
и то же).
Выпячивает собственные
интересы («Меня это никак
не устраивает»).
Настаивает на своем мнении
(«Своего мнения я
не меняю»).
Сопротивляется признанию
(«С этим я никогда
не соглашусь»).
Прикрывается непониманием
(«Все невозможно
понять»).
Обостряет противоречие
(«Не надо мне лапшу на
уши вешать»).
Вы, вероятно, готовы привести
аргументы? Можете
ли привести веские
основания?
Что бы вы предложили?
Какое другое решение
возможно?
А какие практические решения,
по вашему мнению,
возможны?
А как, по-вашему, можно
более разумно решить
задачу?
Как удовлетворить эти
требования? Вероятно,
вы представляете себе
выход из затруднения?
Известна ли эффективность
нового подхода?
Каков смысл вашего замечания?
Не могли бы вы лаконично
выразить мысль? Поясните
смысл вашего
красноречивого высказывания.
В чем заключается практическая
ценность, о которой
вы ведете речь?
Не касается ли этот вывод
частного случая? А
что еще необходимо
учесть для принятия решения?
На основе каких критериев
сделана такая оценка?
Не нужен ли здесь дифференцированный
подход?
А не перейти ли нам к
следствиям вашего подхода?
Каков конечный
результат вашего решения?
Какие новые возможности
в нем?
Что бы вас больше устроило:
найти общие интересы
или остаться ни с
чем?
А не подойти ли к проблеме
с другой стороны,
кстати прозвучавшей у
вас?
Не чувствуете ли вы себя
обделенным?
Если я понимаю правильно,
у вас есть сомнения
относительно моих доводов?
Не преувеличиваете ли
вы мои возможности?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.