|
Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психодрама и тренинг поведенияВ последнее время у нас в стране созданы и успешно действуют тренинговые группы, в которых люди осваивают различные формы общения. Эти занятия называются социально-психологическим, или ролевым, тренингом. За относительно короткий срок человек имеет возможность неоднократно проиграть, отрепетировать, довести до автоматизма ряд повседневных ролей, вызывающих затруднения в реальной жизни, где не находится места для безболезненных репетиций. Это могут быть социальные роли (покупатель, продавец, прохожий, пассажир, руководитель, подчиненный, родитель и мн. др.); межличностные психологические роли (доброго, строгого, веселого, беззаботного, нахального, осторожного человека и др.). Наиболее существенно повышают эффективность социально-психологического тренинга следующие факторы. Групповой характер занятий. Невозможно научиться общаться, не общаясь. Какую бы идеальную модель собственного поведения ни построил человек наедине с собой, другие всегда будут «мешать» ему воплотить ее в жизнь, если это поведение не является естественным, привычным именно в присутствии других людей. Отсутствие сложившихся межличностных и социальных отношений между членами группы. Во-первых, нет опасений, что сказанные слова или «неправильное» поведение могут отрицательно повлиять на положение человека, осложнить его жизнь. Во-вторых, наблюдая одобрение или осуждение окружающими своего поведения, он понимает, что эта реакция объективна и относится исключительно к определенным словам или действиям, а не вызвана общим предубеждением к его личности. Такие условия позволяют увидеть реакцию других людей на свой стиль общения «в чистом виде». Вариативность. Возможность попробовать разные варианты поведения в одной и той же ситуации, что практически не удается сделать в реальной жизни. Увидеть, а точнее почувствовать по реакции окружающих, какие слова, манера обращения, интонация являются наиболее эффективными, позволяющими добиться цели и заслужить одобрение. Повторяемость. Наиболее удачный способ общения в конкретной ситуации может быть закреплен многократным повторением при эмоциональной поддержке членов группы и при желании доведен до автоматизма. Многовариантность выбора. Поскольку одна и та же ситуация проигрывается разными людьми, человек имеет возможность наблюдать наиболее удачные формы общения, найденные другими участниками группы, и воспользоваться опытом, анализируя и заимствуя определенные нюансы коммуникативного поведения. Особый эмоциональный фон. Во-первых, у человека во время таких занятий создается некоторая освобожденность от множества эмоций, порождаемых различными жизненными заботами. Даже в дружеской компании человек нередко обеспокоен ролью, положением и авторитетом, которые ему удается или не удается «завоевать» своим поведением. Игровые элементы, некоторая условность всего происходящего раскрепощают человека, создают атмосферу повышенной эмоциональности, которая всегда возникает в присутствии других людей. В повседневных жизненных ситуациях человека, испытывающего трудности общения, такое повышение тонуса может привести как к закрепощенности (вплоть до полной «зажатости»), так и к излишней раскрепощенности, которая смущает не только окружающих, но и самого человека, когда он впоследствии анализирует свое поведение. На занятиях же по общению (под руководством опытного специалиста) эмоциональная мобилизация способствует повышению эффективности тренировочного процесса. Эмоциональная мобилизация, с одной стороны, и освобожденность от посторонних эмоций, с другой, приводят к тому, что участники группы с достаточной эмоциональной силой реагируют на слова и поведение человека. Такое непосредственное эмоциональное подкрепление (осуждение или одобрение) конкретных слов и поступков является действенным механизмом закрепления или блокирования пробуемых элементов поведения. Группы социально-психологического тренинга различаются по своим целям и методам. Программа такого тренинга может быть ориентирована как на формирование социально-профессиональных особенностей общения (у продавцов, руководителей и т. п.), так и на преодоление трудностей повседневного общения. В группах первого типа чаще всего используются видеотренинг (с применением видеоаппаратуры) и деловые игры, в которых участникам предлагаются типичные сложные профессиональные ситуации и коллективный поиск оптимального их разрешения. Деловые игры позволяют заранее подготовиться к подводным камням своей профессии, а не преодолевать их на практике методом проб и ошибок, нередко с существенными нервно-психическими затратами и потерями. Наиболее распространенными методами, применяемыми в группах второго типа, являются функциональная тренировка (или тренинг поведения) и психодрама. Функциональная тренировка включает два основных компонента: пантомиму и тренинг социального поведения. Занятия пантомимой позволяют развить или раскрепостить экспрессивные компоненты общения (движения, мимику, жесты). Например, руководитель группы предлагает ее участникам изобразить человека, получившего радостное или печальное известие; человека, опаздывающего на работу и вынужденного пробираться сквозь толпу на улице. На первом этапе занятий содержание предлагаемых ситуаций должно балансировать на грани условного и реального. Оно не должно быть слишком оторванным от реальной жизни, так как игра в таких случаях далеко уводит от поставленных целей и снижает серьезность первоначального настроя человека на возможность решения своих реальных проблем. «Больные» проблемы также не должны ставиться в центр внимания, пока люди не сориентировались в обстановке, не привыкли к форме занятий. Наряду с заданием изобразить то или иное состояние в определенной ситуации участникам предлагается и задание определить, что пытается выразить без слов другой человек. Эти упражнения ориентируют на более внимательное отношение к окружающим, учат пониманию их состояния и внутреннего мира. В целом упражнения, основанные на пантомиме, позволяют человеку эмоционально раскрепоститься, освоить формы экспрессивного самовыражения, углубить наблюдательность, повысить внимание к состоянию других людей. Тренинг социального поведения позволяет отрепетировать форму и манеру поведения в типичных социальных ситуациях, в которых человек испытывает определенные трудности: обращение с просьбой к незнакомому человеку; проявление настойчивости при решении какого-либо вопроса с руководителем; реакция на невнимание или грубость продавца; отказ в просьбе, т. е. поведение в ситуациях, когда человек внутренне убежден в своей правоте, но ему не удается повлиять на ситуацию. При тренинге поведения человек многократно пытается добиться своей цели, а перед партнером руководитель ставит задачу оказывать всевозможное сопротивление. Эта ситуация поочередно разыгрывается всеми участниками. Процесс и результаты, как правило, не обсуждаются, неудачные попытки не критикуются. Перед руководителем стоит задача отмечать все положительные моменты в поведении главного героя. Поведение, приводящее к успеху, все участники группы могут видеть и без обсуждения. Одним из наиболее интересных и эффективных методов социально-психологического тренинга является психодрама. Участникам предлагается какая-либо жизненная (как правило, конфликтная) или условная ситуация, и между тремя-четырьмя участниками распределяются роли. Например, матери, отцу и сыну необходимо обсудить проблему совместного проведения выходного дня, в то время как у каждого на этот день были свои, взаимоисключающие, планы. В качестве условной ситуации может быть предложено пребывание на необитаемом острове группы людей, каждый из которых до этого на корабле выполнял определенную роль: капитана, помощника капитана, матроса, пассажира. Ситуации подбираются руководителем в зависимости от состава групп и жизненных проблем ее участников. Существуют различные модификации проведения психодрамы. Например, после проигрывания ситуации участникам предлагается поменяться ролями. Это очень эффективный прием. Играя роль, люди, как правило, очень серьезно включаются в нее, они «любят» своего героя и стараются найти как можно больше аргументов в его пользу, обосновать и оправдать его поведение. Если вскоре человек по условиям игры вынужден принять контрпозицию, он на себе испытывает неправоту многих собственных слов и поступков, предложенных им же самим несколько минут назад. Он подыскивает теперь аргументы, доказывающие правоту другого, которого только что воспринимал в качестве оппонента. Еще одним приемом психодрамы является предложение попробовать сыграть ту же роль, но по-другому. Таким образом, человеку предоставляется возможность испытать в одной и той же ситуации различные черты своего характера и убедиться, что от его личного поведения зависит очень многое. В качестве еще одного варианта предлагается одну и ту же ситуацию проиграть разным участникам. Возможность не только предложить свою линию поведения, но и увидеть, каким образом эту же проблему решают другие люди, позволяет человеку убедиться в неоднозначности любой конфликтной ситуации, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной стиль общения и как его оценивают другие. Существует еще ряд приемов, позволяющих увеличить возможности психодрамы как метода, помогающего человеку расширить диапазон социальных и психологических ролей, которые он не имел возможности успешно освоить в реальной жизни, активно искать и находить формы обращения с людьми, способствующие установлению гармоничных отношений и достижению собственных целей. Чем же отличается психодрама от функционального тренинга поведения? Во-первых, импровизационностью. При функциональном тренинге социального поведения руководитель ставит конкретную цель перед главным исполнителем — во что бы то ни стало добиться результата, перед партнерами — создавать препятствия. В психодраме же не ставится какая-либо задача. Предоставляется полная возможность искать пути разрешения конфликтной ситуации и способы воздействия на партнеров в соответствии с собственными представлениями и возможностями. В психодраме в большей степени раскрываются особенности личности: черты характера, нравственные установки, жизненные ценности. Функциональный тренинг больше подходит для тех случаев, когда нравственная установка человека не вызывает сомнения, он правильно, с точки зрения большинства, понимает и оценивает ситуацию, но не умеет подчинить свое поведение собственным представлениям о должном и поэтому часто испытывает чувство неуверенности и тревоги в подобных обстоятельствах. Психодрама более целесообразна в тех случаях, когда человек уверен в своей правоте и может вести себя в соответствии с этим представлением, но по непонятной для него причине его поведение влечет не улучщение взаимоотношений с окружающими, а обострение конфликтов. Психодрама полезна и в тех случаях, когда человек «просто не знает», как поступать в определенных ситуациях. Разобраться в недостатках своего характера, отрицательно влияющих на взаимоотношения и взаимопонимание, помогает групповое обсуждение разыгранных ситуаций. Обсуждение является вторым важным принципом метода психодрамы. Поначалу человек может быть очень доволен тем, что ему удалось в разыгрываемой сцене подчинить своей воле партнеров, добиться определенного результата. Но в процессе обсуждения он с удивлением узнает, какие неприятные чувства вызывало его поведение. Обсуждение позволяет глубже узнать реакцию других людей на проявленную позицию, линию поведения форму общения. Обмен мнениями помогает познакомиться с мыслями и чувствами, которые возникают у окружающих, но не всегда обнаруживаются открыто. Для человека в процессе обсуждения нередко является открытием, что настойчивость и целеустремленность, которыми он в глубине души очень гордился, окружающие оценили как грубость и неуважение к людям; и наоборот, нерешительность и бесхарактерность, тяготившие его, партнерами по психодраме были воспринять как доброта и интеллигентность. Достоинство психодрамы состоит в том, что этот метод позволяет не только освоить новые роли, но и многое переоценить в своем характере и отношении к людям. Как конкретно организуются и проводятся занятия в группах социально-психологического тренинга? В качестве примера приведем программы двух занятий из нашего цикла подготовки к активному долголетию. Одно из занятий (третье по счету) было посвящено проблеме семейных взаимоотношений и одиночества. В начале занятий ведущий предлагает обсудить проблемы взаимоотношений между поколениями в семье: по какой причине чаще всего возникают конфликты, можно ли их предотвратить или уладить; как удобнее жить — совместно или раздельно со взрослыми детьми; от чего зависит одиночество объективное и одиночество в семье. В разгар дискуссии ведущий предлагает разыграть сценку конфликта. «Вы целый день просидели с внуком, очень устали. Он вас не слушался, не лег вовремя спать. Взрослые дети были в гостях, вернулись поздно. Невестка недовольно спрашивает, почему же ребенок до сих пор не в постели?» В сценке принимают участие пять человек: бабушка, дедушка, сын, невестка, ребенок. Роли невестки и сына руководитель вначале предлагает тем, кто в процессе дискуссии высказывал самые резкие и категоричные суждения в адрес детей. Потом участники меняются ролями. В следующем варианте предлагается принять участие желающим. Ведущий избегает комментариев и критических замечаний. В заключение он ставит перед участниками вопрос, какая форма поведения была самой правильной. Тема следующего занятия: «Можно ли избежать конфликтов, или искусство владеть собой». Ведущий предлагает каждому сказать комплимент соседу справа (все участники рассаживаются по кругу). Упражнение повторяется два-три раза. Дальше следует краткая лекция о характере человека. Подчеркиваются основные мысли: за взаимоотношения между двумя людьми ответственность всегда несут обе стороны; благожелательное отношение к человеку, добрые слова вызывают ответное положительное чувство; по отношению к окружающим необходимо вести себя так, как хотелось бы, чтобы они вели себя по отношению к вам. Участникам предлагается назвать черты характера, которые им нравятся в окружающих людях. На обсуждение выносятся вопросы: «Какие черты характера приводят к конфликтам?», «Какие черты характера способствуют предотвращению конфликтов в семье?» Дается задание на дом — написать о своих положительных и отрицательных качествах так, чтобы их уравновесить. Попросите своих близких написать о ваших положительных и отрицательных чертах. Если они не совпадут, не обижайтесь, подумайте, почему. Мы привели примеры кратких программ двух занятий. Таких занятий было двенадцать. Несмотря на то, что часть из них отводилась медицинским, юридическим, экономическим проблемам, на каждом занятии уделялось время тренингу взаимоотношений. Например, после лекции юриста и ответов на вопросы предлагалось разыграть ситуацию получения у юриста консультации о правильности начисления пенсии и сценку в собесе: добиться переоформления пенсии, если она была неправильно начислена (метод функционального тренинга). В результате люди не только смогли осознать некоторые трудности и недостатки собственного стиля общения, но и убедиться, что их можно преодолеть. Но что же делать тем, кто не имеет возможности посещать группы психологического тренинга поведения, но испытывает определенные трудности самовыражения при общении с другими людьми? Тем, у кого есть дети или внуки, можно порекомендовать методику «полезной игры». Дети любят играть во что угодно и когда угодно. Но взрослому далеко не всегда интересно и удобно включаться в детские игры. Отмахиваясь от детских забот в течение трудовой недели, родители стараются «искупить свою вину» в выходные дни, посвящая их какому-либо особому мероприятию: походу в зоопарк, кино, кафе и т. п. Часто подобные «мероприятия», если они не соответствуют характеру и интересам родителей, кончаются усталостью, раздражительностью всех членов семьи. Значительно эффективнее совмещать ежедневное воспитание детей, которое так или иначе осуществляют все родители, с «полезными играми». Например, перед тем, как уложить ребенка спать, можно совместно с ним укладывать спать куклу, дать ему возможность побыть в роли воспитателя или родителя, найти способы убедить куклу лечь спать, подсказать ему нужные слова и интонацию. После этой небольшой игры, которая и вам поможет побыть в роли спокойного, ласкового родителя, часто не приходится тратить лишнее время и нервы на окрики типа: «Почему ты до сих пор не в постели?!» Проверяя выполнение домашнего задания у младших школьников, можно настроиться на роль доброго и мудрого учителя или старательного, но бестолкового ученика, организовать игру в школу, мобилизовав в качестве учеников весь «действующий состав» игрушек. Ребенок с удовольствием будет вызывать их к доске или отвечать за них все, что сумел выучить. Перед походом к врачу можно поиграть с ребенком «в поликлинику», где он выступает в роли врача, призывающего мишку или зайца не бояться, а вы можете продемонстрировать ему, как надо держаться в качестве пациента. Выбор конкретных игровых ситуаций зависит от ваших интересов и фантазии. Несомненно одно — «полезные игры» много могут дать для развития общительности не только у детей, но и у взрослых. Вообще хотелось бы подчеркнуть, что в общении с детьми взрослые могут легче и эффективнее осваивать те формы общения, которые представляют для них трудность. Этому способствует особая эмоциональная атмосфера, складывающаяся в игровых контактах взрослых с ребенком, непосредственность и искренность которого не может не вызвать ответную реакцию доверия и раскрепощенности. Со взрослыми труднее. Но и эти трудности преодолимы, если желание быть понятым человек дополняет умением разумно управлять своими эмоциями, когда встречает препятствие на пути к взаимопониманию, если он не пренебрегает психологическими правилами общения. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989. См. также:
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|