|
Регрессия; regressionКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2251Регрессия Нем.: Regression. — Франц.: regression. — Англ.: regression. — Исп.: regresion. — Итал.: regressione. — Португ.: regressao. • Если представить психический процесс как движение или развитие, то регрессией называется возврат от уже достигнутой точки к одной из предыдущих. С точки зрения топики, по Фрейду, регрессия осуществляется в ходе смены психических систем, через которые обычно возбуждение движется в определенном направлении. С точки зрения времени, регрессия предполагает определенную генетическую последовательность и обозначает возврат субъекта к уже пройденным этапам развития (либидинальные стадии, объектные отношения, (само)отождествления и пр.). С точки зрения формальной, это переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и менее расчлененным способам выражения и поведения. • Регрессия — это понятие, которое часто используется в психоанализе и современной психологии; обычно оно означает возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структуры поведения. Поначалу Фрейд не интересовался возникновением регрессии. Впрочем, "регрессировать" — значит идти вспять, возвращаться назад, что можно себе представить как в логическом и пространственном, так и во временном смысле. В "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) Фрейд ввел понятие регрессии для объяснения сущности сна: сновидные мысли предстают, прежде всего, в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. Для объяснения этого феномена требуется подойти к нему с точки зрения топики*, чтобы психический аппарат имел вид ориентированной последовательности систем. В состоянии бодрствования возбуждения проходят сквозь эти системы, двигаясь вперед (т.е. от восприятия к движениям), тогда как во время сна мысли не способны разряжаться в движении и устремляются вспять, к системе восприятия (1а). Таким образом, вводя понятие "регрессия", Фрейд понимал его, прежде всего, как понятие топики (а). Временное значение регрессии, поначалу неявное, стал усиливаться в концепции Фрейда одновременно с выявлением новых моментов в психосексуальном развитии индивида. В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) термин "регрессия" не встречается, однако здесь мы уже видим указания на возможность возврата либидо на обходные пути удовлетворения (2а) и к прежним его объектам (2b). Заметим в этой связи, что те места текста, где речь идет о регрессии, были добавлены лишь в 1915 г. По сути, и сам Фрейд признавал, что мысль о регрессии либидо к предыдущему способу организации возникла лишь в более поздний период (За). В самом деле, для выработки понятия временной регрессии потребовалось (в 1910—1912 г.) прояснить последовательность стадий детского психосексуального развития. В "Предрасположенности к. неврозу навязчивости" (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), например, Фрейд противопоставлял те случаи, когда "...сексуальная организация, предрасположенная к неврозу навязчивости, раз возникнув, сохраняется до конца", и те случаи, когда "она поначалу замещается организацией более высокого уровня, а затем приходит в регрессивное движение — вниз от этой стадии" (4). Таким образом, судя по отрывку, добавленному к "Толкованию сновидений" в 1914 г., Фрейду пришлось провести в понятии регрессии внутренние разграничения: “Мы различаем регрессию трех видов: а) топическую, обусловленную функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации; в) формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными. Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия” (1b). Топическая регрессия особенно ярко проявляет себя в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако ее можно обнаружить и в патологических процессах, где она распространяется не столь широко (галлюцинация), или в нормальных процессах, она идет не столь далеко (память). Понятие формальной регрессии реже использовалось Фрейдом, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли* к функционированию сообразно с принципом тождества восприятия*). Здесь напрашивается сравнение того, что Фрейд называл формальной регрессией, с нейрофизиологическим "разложением" (поведения, сознания и т.д.) джексоновского типа. Предполагаемый при этом порядок связан не с последовательностью этапов развития индивида, но скорее с иерархией функций и структур. В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию по отношению к объекту, регрессию по отношению к либидинальной стадии и регрессию по отношению к эволюции Я (Зb). Все эти различия связаны не только с заботой о строгости классификации. Дело в том, что в некоторых нормальных или патологических структурах различные типы регрессии не совпадают друг с другом; Фрейд отмечал, например, что "...при истерии систематически наблюдается регрессия либидо к первичным сексуальным объектам инцестуозного типа, хотя регрессии к предыдущим стадиям сексуальной организации при этом не происходит" (3с). * Фрейд настаивал на том, что прошлое ребенка — индивида, а тем самым и всего человечества — навсегда остается в нас: "Первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле слова неуничтожима" (5). Фрейд повторяет эту мысль о возврате к прошлому применительно к самым различным областям — психопатологии, сновидениям, истории культуры, биологии и пр. На обновление прошлого в настоящем указывает также и понятие навязчивого повторения. Для выражения этой мысли Фрейд использует не только термин Regression, но и смежные по смыслу термины — Ruckbildung, Ruckwendung, Ruckgreifen и т.д. Понятие регрессии, прежде всего, описательное, как считал и сам Фрейд. И потому его недостаточно для понимания того, каким именно образом субъект осуществляет возврат к прошлому. Некоторые разительные психопатологические состояния подталкивают нас к реалистическому пониманию регрессии: иногда говорят, что шизофреник становится грудным младенцем, кататоник возвращается в зародышевое состояние и т.д. Однако, когда применительно к человеку, страдающему неврозом навязчивости, говорят о регрессии к анальной стадии, это понимается не так, как в предыдущих примерах. В еще более ограниченном смысле можно говорить о регрессии при трансфере, когда речь идет о поведении субъекта в целом. Хотя все эти фрейдовские разграничения и не позволяют дать понятию регрессии строгое теоретическое обоснование, они, по крайней мере, запрещают нам мыслить ее как нечто всеобъемлющее. В результате мы видим, что понятие регрессии связано с понятием фиксации, вовсе не сводимым к закреплению поведенческих схем. Если понимать фиксацию как "запись" (см.: Фиксация; Представление как репрезентатор влечения), регрессия может быть истолкована как повторный ввод в действие того, что уже было "записано". Тогда, скажем, "оральную регрессию" (в особенности при прохождении психоанализа) стоило бы понимать так: в своих высказываниях и установках субъект заново открывает то, что Фрейд некогда называл "языком орального влечения"(6). а) Мысль о "регрессивном" (rucklaufige) возбуждении психического аппарата при галлюцинации и сновидениях, которую мы находим у Брейера, начиная с "Исследований истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) (7) и у Фрейда, начиная с "Наброска научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) (8), была достаточно широко распространена среди авторов, изучавших галлюцинации в XIX в. (1) Freud (S.). a) G.W., II—III, 538—555; S.E., V, 533—549; франц., 438—452. — b) G.W., II—III, 554; S.E., V, 548; франц., 451. (2) Cf. Freud (S.). a) G.W., V, 69—70; S.E., VII, 70—71; франц., 58—60. — b) G.W., V, 129; S.E., VII, 228; франц., 139. (3) Freud (S.). Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1915—1917. —a) Cf. G.W., XI, 355—357; S.E., XVI, 343—344; франц., 369—370. — b) Cf. G.W., XI, 353—357 и 370—371; S.E., XVI, 340—344 и 357; франц., 367—370 и 384. — с) G.W., XI, 355; S.E., XVI, 343; франц., 369. (4) Freud (S.). G.W., VIII, 448; S.E., XII, 322; франц., 443. (5) Freud (S.). Zeitgemasses uber Krieg und Tod, 1915. G.W., X, 337; S.E., XIV, 286; франц., 232. (6) Freud (S.). Die Verneinung, 1925. G.W., XIV, 13; S.E., XIX, 237; франц., 175. (7) Cf. Breuer (J.) и Freud (S.). Нем., 164—165; S.E., II, 188—189; франц., 150. (8) Cf. Freud (S.). Нем., 423; англ., 401; франц., 355. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|