Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «ОСЕННЯЯ СКАЗКА»
подготовила учитель-логопед Алехина Елена Николаевна г. Валуйки 2015 ТЕМА: «Осенняя сказка».
ЦЕЛЬ: актуализация и закрепление словарного запаса по теме «осень»; использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник.
ЗАДАЧИ:
- Развивать навыки словоизменения; лексико-грамматических навыков.
- Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже.
- Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.
- Развивать творческую активность, художественно-творческие способности.
- Закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (оттиск листьями).
- Вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке.
- Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным.
- Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности, эстетическое отношение к природе.
Скачать: Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «ОСЕННЯЯ СКАЗКА» (полный конспект)
ОБОРУДОВАНИЕ: костюмы Осени и Лесовичка, мольберт, краски и простые карандаши, магнитофон, лесной домик, бумажный дятел, магнитная доска, иллюстрации осенних деревьев и листьев, пиктограммы «радость» и «грусть», корзина с сосновыми шишками, мяч-орех, панно с нарисованным стволом дерева.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент:
Звучит музыка. В гости к детям приходит Осень (логопед в костюме Осени).
ЛОГОПЕД: Здравствуйте дети! Я – Осень. Я пришла к вам в гости. Рады вы моему приходу?
ДЕТИ: Да!
II. Основная часть:
1. ПАНТОМИМИКА.
ЛОГОПЕД: (На мольберте пиктограмма – «радость»)
- Дети, расскажите, чем же хороша осень? (за каждый ответ ребенок получает бумажный лист)
ДЕТИ: Осенью поспевает урожай.
Осенью красивые разноцветные листья на деревьях.
Осенью заготавливают припасы на зиму.
Осенью надеваем нарядную теплую одежду.
Осенью делимся впечатлениями о проведенном отпуске с родителями.
Осенью цветут на клумбах красивые цветы и т. д.
ЛОГОПЕД: А что грустного осенью? (пиктограмма – «грусть»)
ДЕТИ: Осенью идут дожди.
Осенью день становится короче и быстро темнеет.
Осенью дуют холодные ветры.
Осенью нужно одеваться теплее.
Осенью нельзя загорать и купаться.
Осенью мало солнечных дней и т.д.
ЛОГОПЕД: Все правильно, молодцы! Чтобы вы не скучали, отгадайте мою загадку:
Закружился надо мною дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош, где такой еще найдешь –
Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья – дождь из листиков и я.
(Автор: Разводова Л.)
ЛОГОПЕД: Что это за дождь из листиков?
ДЕТИ: Это листопад.
ЛОГОПЕД: Что такое листопад? Ответы детей (опадание листьев осенью).
2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ЛОГОПЕД: Давайте и мы с вами устроим листопад. Встаньте в круг. Положите листочек на ровную ладошку, сделайте вдох носом и подуйте на листок через вытянутые вперед губы (повторить 2 раза).
Осень в гости к вам пришла,
Деток радует она:
Разукрасила ваш сад,
Подарила листопад.
(Автор: Смирнова Л. Н.)
ЛОГОПЕД: Какой чудесный ковер получился из осенних листьев.
3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОГИ ОДЕТЬСЯ ДРУГУ»
ЛОГОПЕД: Дети, а не хотели бы вы отправиться со мной в осенний лес?
ДЕТИ: Да.
ЛОГОПЕД: Отлично. Но сначала нам нужно одеться в осеннюю одежду. Поможем своему товарищу. Разделитесь на пары, встаньте лицом друг к другу
Образец логопеда: Я надену на Настю осенний жилет.
осенний плащ осеннюю шапку
осеннюю куртку осеннее пальто
осеннюю ветровку осенние перчатки
ФИЗМИНУТКА — ЛОГОРИТМИКА
ЛОГОПЕД: Оделись потеплее. Пошли… (идут по кругу)
В лес отправимся гулять, будем весело шагать, маршируют
По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом, ходьба змейкой
На носочки встали и к лесу побежали, бег на носочках
Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем, высокий шаг
И снова по дорожке мы весело шагаем. марш
(Автор: ОвчинниковаТ. С.)
4. МАССАЖ РУК
ЛОГОПЕД: (Звучит музыка «пение птиц»)
- Вот мы и попали в осенний лес. Что это там под кустом? (корзина с шишками).
- Наверно это Ёжик сделал нам подарок. (Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе).
- Дети, что у вас в руках? (сосновые шишки). Давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. (Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью):
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С МЯЧОМ
ЛОГОПЕД: Посмотрите, белочки играли на полянке и оставили орешек (мяч). Поиграем с мячом в игру «Назови ласково»:
лес-лесочек лист-листочек
дождь-дождик куст-кустик
ветка-веточка туча-тучка
6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕЙ ЛИСТ?»
ЛОГОПЕД: Молодцы! Смотрите, там ещё одна корзинка. Это от зайчиков сюрприз. Что в ней? Да это необычные рисунки! (пунктирное изображение листьев). Найдите каждый свой лист, обведите его, начиная с красной точки. И скажите, чей лист? С какого дерева? А помогут нам волшебные слова:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Карандашик я возьму.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Я листочек обведу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой, Мой листочек небольшой.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, Ты листочек угадай!
ДЕТИ: У меня березовый лист У меня дубовый лист
У меня осиновый лист У меня кленовый лист
У меня липовый лист У меня рябиновый лист
ЛОГОПЕД: Все справились с таким сложным заданием. Странно, почему же все листья не цветные?! (Раздаётся стук дятла). Что это за звук?
ДЕТИ: Это дятел стучит.
ЛОГОПЕД: Где же он? (подходим к избушке). Кто живет в этой лесной избушке? Постучим.
7. ВСТРЕЧА С ЛЕСОВИЧКОМ.
ЛЕСОВИЧОК: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, ко мне на помощь пришли?
ЛОГОПЕД: А что у тебя случилось?
ЛЕСОВИЧОК: В моём лесу произошло несчастье. Деревья вдруг перестали быть нарядными и красивыми. Все листья потеряли свой цвет. Всё вокруг стало грустным и бесцветным. Вот и я загрустил, потому что не знаю, как можно всё исправить, ведь осенью все листья на деревьях разноцветные: красные, …
ЛОГОПЕД: Не грусти, старичок. Мы постараемся тебе помочь. Правда, дети?
ДЕТИ: Да!!!!
ЛЕСОВИЧОК: А как вы думаете, чем вы мне можете помочь? (Подвести детей к мнению, что нужно раскрасить листики на деревьях всем вместе).
- Верное решение! (достаёт корзину с живыми листьями).
- Дети, здесь у меня в корзине остались цветные листочки на память о том, какие были деревья красивые. Может они нам помогут? Мы этими листиками будем рисовать. Точнее, делать оттиски, отпечатки листьев. В моём волшебном лесу всё готово для работы.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ЛЕСОВИЧОК: (Звучит музыка и дети подходят к столам (на мольберте висит панно с нарисованным стволом дерева).
- Дети, посмотрите на листики из моей корзины. Какого они цвета? А какого цвета ещё бывают осенние листья? И в моем лесу листья были оранжевого цвета. Посмотрите, есть ли на столе оранжевая краска?
ДЕТИ: Нет. Только красная и желтая.
ЛЕСОВИЧОК: Как получить оранжевый цвет?
ДЕТИ: Смешать краски между собой.
ЛЕСОВИЧОК: Правильно! Сейчас я покажу, как выполнить оттиск (отпечаток). Гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок. Аккуратно переворачиваем его, держа за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток. Посмотрите, какой красивый листик у меня получился. Попробуйте и вы сделать такие листочки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ЛЕСОВИЧОК: Но сначала разогреем наши пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним крепко
И вытягивать начну
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(Автор: В.И. Ковалько)
(Звучит негромкая музыка и дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно.)
ЛЕСОВИЧОК: Молодцы, дети! Хорошо поработали! Спасибо вам за помощь! Теперь мой лес снова станет ярким и веселым! Побегу обратно, обрадую всех лесных жителей! До свидания!
ДЕТИ и ЛОГОПЕД: До свидания, Лесовичок. Приходи ещё к нам в гости!
IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
ЛОГОПЕД: Ну и мне пора, дети. Понравилась ли вам наша встреча?
Литература:
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ак. Развития. — 2006.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. — М., 2007.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М, 2006.
- Новиковская О.А. Логоритмика. КОРОНА. — 2005.
- ОвчинниковаТ. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.
- Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с.
|