|
Проработка; working-throughКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1646Проработка Нем.: Durcharbeitung или Durcharbeiten. — Франц.: perlaboration. — Англ.: working-through. — Исп.: trabajo elaborativo. — Итал.: elaborazione. — Португ.: perlaboracao. • Процесс, посредством которого анализ вбирает в себя истолкование и преодолевает порождаемые им сопротивления. В данном случае речь идет о такой психической работе, посредством которой субъект принимает некоторые вытесненные содержания и освобождается от власти механизмов повторения. Проработка постоянно происходит во время лечения, однако на некоторых стадиях, когда лечение застопоривается, а сопротивление, несмотря на все истолкования, сохраняет силу, она играет особенно важную роль. С точки зрения психоаналитической техники, проработке способствуют истолкования аналитика, из которых явствует, что обсуждаемые значения вновь обнаруживаются в иных контекстах. • [...] Мысль о том, что пациент осуществляет во время лечения определенную работу, встречается уже в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysteric, 1895); Фрейд даже использует при этом сами термины durcharbeiten и Durcharbeitung, пока еще не приобретшие четкого смысла (1). Они получают определенный смысл лишь в статье "Воспоминание, повторение и проработка" (Erinnern, Wiederholen und Durcharbeiten, 1914), само заглавие которой свидетельствует о том, что проработка в лечении столь же важна, как припоминание вытесненного и повторение при трансфере. Фактически смысл, который Фрейд придает здесь понятию "проработка", остается не вполне ясным. Однако некоторые его аспекты выявляются в этом тексте достаточно четко: а) проработка относится к сопротивлениям; б) как правило, проработка следует за истолкованием сопротивления, даже если это истолкование представляется безрезультатным; после нее может скрыто совершаться позитивная работа, ведущая к успеху в лечении; в) она позволяет вместо отказа или же от чисто интеллектуального принятия вытесненных влечений, "питающих сопротивление", перейти к убежденности, основанной на живом их переживании (Erleben) (2a). В этом смысле субъект совершает проработку, "даже уходя в сопротивление" (2b). Фрейд не пытается связать понятие проработки с понятиями воспоминания и повторения. По-видимому, для него проработка выступала как третий термин, соединяющий два других; по сути, проработка — это, конечно, повторение, но измененное истолкованием и потому способное помочь субъекту освободиться от повторений. Учитывая в проработке этот момент живого переживания и ее разрешающую способность, Фрейд видел в ней аналог отреагированию при лечении гипнозом. В "Торможении, симптоме, страхе" (Hemmung, Symptom und Angst, 1926) Фрейд проследил на уровне топики различие между сопротивлениями Оно и сопротивлениями Я, что позволило ему устранить ряд неясностей предыдущего текста: вытеснение не устраняется путем преодоления сопротивлений Я; для этого нужно также "... преодолеть силу, принуждающую к повторению, или, иначе, притяжение бессознательных прообразов, воздействующих на вытесненные влечения"(3). Потому-то проработка и необходима: она выступает как процесс, способный прекратить настойчивую повторяемость бессознательных образований, ставя их в связь с личностью субъекта в целом. * В текстах Фрейда, на которые мы ссылались выше, проработка, безусловно, трактуется как работа, осуществляемая пациентом. Те авторы, которые настаивали на необходимости проработки в послефрейдовские времена, неизменно подчеркивали роль аналитика в этом процессе. М. Кляйн, например, писала: "Наш повседневный опыт постоянно подчеркивает необходимость проработки: так, иногда встречаются пациенты, имевшие на какой-то стадии лечения инсайт, но на следующих же сеансах отказавшиеся от него и даже как бы забывшие о нем. Наши выводы из анализируемого материала, по-разному выступающего в различных контекстах, и последовательное его истолкование помогают пациенту достигнуть долговременного инсайта". (1) Cf. Freud (S.). G.W., I, 292, 295; S.E., II, 288, 291; франц., 235. (2) Freud (S.). a) G.W., X, 136; S.E., XII, 155; франц., 115. — b) G.W., X, 135; S.E, XII, 155; франц., 114. (3) Freud (S.). G.W., XIV, 192; S.E., XX, 159; франц., 88. (4) Klein (M.). Narrative of a Child Analysis, Hogarth Press, London, 1961, 12. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|