МБДОУ №5 «Теремок» г.Набережные Челны, Татарстан. Подготовили: Музыкальный руководитель: Давлетова Резеда Валиахметовна Высшая квалификационная категория, Воспитатель: Тюленева Ольга Викторовна 1 квалификационная категория.
ТЕМА:«ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ»
Цель: Показать результаты музыкального образования детей на занятии.
Образовательная задача:
1. Воспринимать музыкальное произведение, способствовать формированию осознанного отношения к содержанию, характеру произведения.
2. Развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления характеру звучания музыки.
3.Формировать певческие умения и навыки.
4.Работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.
5.Обучать пению по руке дирижёра.
Развивающая задача:
1.Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку композиторов классиков.
3.Работать над развитием слуха и голоса, чувства метроритма.
4.Способствовать развитию слухового восприятия, координации и пластики движений.
5.Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
6.Закрепить знания детей о законах составления орнамента на полосе.
Воспитательная задача:
1.Создать тёплое, радостное настроение на занятии; развивать способность
чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.
2.Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества.
3.Воспитывать эстетический вкус; приобщать детей к искусству.
Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание листьев на деревьях; чтение стихов об осени; рассматривание иллюстраций; чтение книг, дидактические игры.
Словарная работа: Стаккато, легато, исполнитель, слушатель, фрагмент
Демонстрационный материал: Сцена, украшенная осенними листьями, деревья, портреты композиторов П.И.Чайковского, Шумана, В.А.Моцарта, иллюстрации
Раздаточный материал:Муз. инструменты: маракасики, колокольчики, треугольники, металлофоны;Листики, шарфики, водяные птички, большой лист бумаги, краски, гуашь, салфетки.
Подготовка музыкального руководителя и воспитателя:
- М.Л.Лазарев «Здравствуй»
- Миловская С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре», М. «Музыка»,1997г.
- Скорикова Н.М. «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии»,Н.Челны 2005г.
- Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей», Ярославль, 2000г.
- Программа «Детство», С-П-«Детство-пресс», 2002г.
- Ветрова Т.Н. «ТРИЗ в изодеятельности».Н.Челны, 2007г.
- «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе», Воронеж ТЦ «Учитель», 2008г.
- «Поэты. Времена года», Москва ОНИКС 21 век, 2004г.
«ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ»
Дети входят в музыкальный зал. Здороваются .
«Музыка, здравствуй!» М.Л.Лазарев
Воспитатель: (чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете об осени?
Муз. рук-ль: А хотите прогуляться по осеннему лесу? Тогда, зашагали наши ножки! «Зашагали ножки» (арттерапия)
(дети выполняют упражнение, на сцену выставляются деревья)
Муз. рук-ль.: Вот мы с вами и в осеннем лесу! Как здесь красиво! Так и хочется
сплясать! Давайте покажем, какие у нас чудесные «сапожки», и послушаем, как же стучат наши каблучки.
«Сапожок» (арттерапия)
( по окончании танца очень тихо звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского)
Муз.рук-ль: Какая прекрасная мелодия! Светлая, ясная… Кажется будто
прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поёт её музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите музыку? Расскажите мне, какая музыка вам больше всего нравится?(ответы детей) Как вы думаете, что нужно для того, чтобы музыка родилась и зазвучала? (предположения детей)
Муз.рук-ль:Музыку должен кто-то сочинить, написать, придумать. Как мы называем, человека, сочиняющего музыку?
Дети: Композитор.
Муз.рук-ль: Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы назовём того, кто это делает?
Дети: Исполнитель.
Муз.рук-ль: Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её сочиняет и исполняет. Поэтому у неё должны быть слушатели.Музыка всегда возникает из тишины, Послушаем и мы с вами тишину в зале, прежде чем повториться эта замечательная мелодия. Вслушайтесь в неё. Будьте внимательны, постарайтесь ответить на вопросы: что это за музыка, какой у неё характер, чтобы вам хотелось делать, слушая её? (повторное прослушивание фрагмента)
«Осенняя песенка»П.И.Чайковского
Дети: Музыка ласковая, спокойная, нежная, мечтательная, задумчивая,
сказочная, волшебная, мягкая… , инструмент ------
Муз.рук-ль: Конечно же это ------. А прослушали мы с вами фрагмент из
музыкального произведения «Осенняя песенка» П.И.Чайковского. Пётр Ильич Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыкальные произведения очень мелодичны. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы, выразительны.
Дети: (чтение стихов об осени)
Муз.рук-ль: Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А под ногами шуршат осенние листочки. (шуршат ладошками). Скажите, какими музыкальными инструментами можно изобразить шуршание листочков?
Дети: Маракасиками.
Муз.рук-ль: А звучание капелек дождя?
Дети: Колокольчики, треугольник, металлофон.
Муз.рук-ль: Сейчас мальчики превратятся в осенние листочки и возьмут
маракасики, а девочки, возьмите музыкальные инструменты, изображающие звон капелек. Вы – капельки дождя!
«Осенний концерт» С.Коротаева
(воспитатель обращает внимание детей на листики, которые лежат под деревьями на сцене)
Воспитатель: А сейчас ветер щёки толстые надул… надул… (надувать щёки и резко сдувать «ПФ») и на листочки пёстрые подул (дуть осторожно, ласково, не спеша Фу-Фу) подул…подул… и полетели наши листочки.
Дыхательная гимнастика «Листики летят»
Муз.рук-ль: Распевка «Листики летят»
(обратить внимание детей на дирижёрский жест: вдох, задержка дыхания, пение)
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку:
Высоко на дереве сидит лесной доктор,
Лапками цепляется, хвостиком упирается,
Носом постукивает – мурашек, да козявок из – под коры
выпугивает;Кругом ствола бежит, никого не проглядит.
Дети: Дятел!
Муз.рук-ль: Сегодня мы с вами разучим новую попевку «Дятел». (следует обратить внимание на активность артикуляторного аппарата: язык, губы; музыкальный руководитель исполняет).Давайте, прохлопаем ритмический рисунок попевки. «Дятел» С.Миловский
(дети поют попевку в разных тональностях)
Музыкальный руководитель исполняет вступление к «Осенней песенке»
Муз.рук-ль: Ребята, что такое я исполнила?
Дети: Вступление к песне «Осенняя песенка».
Муз.рук-ль: А скажите, для чего нужно вступление к песне?
Дети: Чтобы определить настроение, характер, темп песни.
Муз.рук-ль: А как мы будем исполнять её?
Дети: Весело, задорно, звонко, отрывисто, стаккато…
Дети исполняют «Осенняя песенка»
Муз.рук-ль: Ой, ребята, а как холодно стало в лесу. Давайте раздуем костёр.
чтобы огонь вспыхнул, нужно встать в круг, взяться за руки и передать друг другу тепло наших сердец, горячие улыбки, доброту. Я передаю тепло моего сердца. На моём лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснётся моего сердца, моей руки, костёр
вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдём ближе друг к другу, в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?
Воспитатель: А сейчас мы, в память о нашей прогулке по осеннему лесу
составим красивый узор из осенних листьев.Узор – это композиция рисунка из разнообразных элементов геометрических фигур, причудливых линий, цветов и листов. Но сегодня мы с вами познакомимся с орнаментом – это тоже узор, и он построен по определённым законам и правилам. Для орнамента выбирают несколько основных линий и фигур,которые повторяются несколько раз. Орнаменты можно вписывать в любую форму: квадрат, круг, прямоугольник. Сегодня мы придумаем и нарисуем орнамент на полосе. Основными элементами его будут осенние листья. Каждый орнамент имеет свой характер, как музыка. Он может быть плавным или резким, прерывистым или непрерывным. А настроение нашего орнамента покажет нашим гостям ваши впечатления об услышанном и увиденном на занятии.
Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского.
Дети рисуют ладошками, ребром ладони осенние листья
Воспитатель: (проводит анализ работы) Какие цвета вы использовали? Какое настроение получилось у нашего орнамента?
Дети: Радостное, светлое, доброе…
Муз.рук-ль.: В заключении нашей прогулки исполним песню
«Осень – неведимка». Какой характер у этой песни?
Дети: Песня спокойная, ласковая, немного грустная, нежная…
Муз.рук-ль.: Как мы её будем петь?
Дети: Нежно, легато, плавно, тянем гласные звуки… /предложить детям взять атрибуты к песне: маракасики, платочки, птички, колокольчики/
Муз.рук-ль.: Мы сегодня с вами рисовали вместе, делали большую работу,
Хорошо потрудились, АНАЛИЗ. А теперь, все удобнее сядем на ковёр. Закроем глазки и, слушая музыку, вдохнём аромат осеннего леса. Представим, как кружатся листья, как капают капельки дождя.
Релаксация «Аромат роз»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я нашла под деревом. Это нам подарки от царицы Осени! /листики с конфетами/
Муз.рук-ль.: Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно . Но мы ещё обязательно вернёмся сюда. Скорее
улыбнитесь! Нам надо задуть костёр, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно – сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмём его с собой. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружный хоровод. Оставайтесь такими дружными всегда.
«До свиданья, музыка! М.Л.лазарев
Дети выходят из зала под песенку
«Зашагали ножки»
|