|
Примыкание; anaclisisКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2550Примыкание Нем.: Anlehnung. — Франц.: etayage — Англ.: anaclisis. — Исп.: ароyо или anaclisis. — Итал.: appoggio или anaclisi. — Португ.: anaclisia или apoio. • Термин, которым Фрейд обозначает первоначальное отношение сексуальных влечений к функциям самосохранения: сексуальные влечения приобретают независимость лишь позже, примыкая к тем или иным жизненным функциям, которые являются их органическим источником, определяют их цель и объект. Следовательно, можно говорить о примыкании, когда, например, субъект опирается на объект влечений к самосохранению при выборе объекта любви. Именно это Фрейд и называл выбором объекта по принципу примыкания. • В том, что касается перевода немецкого Anlehnung как "примыкание", см. статью "Анаклитический". Идея примыкания — это важнейший момент фрейдовской концепции сексуальности. Она присутствует уже в первом издании "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), а впоследствии лишь упрочивается. В 1905 г. в своей первой теоретической разработке понятия влечения Фрейд описывает тесное отношение между сексуальным влечением и некоторыми телесными функциями. Это отношение особенно очевидно в оральной активности грудных младенцев: при удовольствии от сосания "... удовлетворение в определенной эрогенной зоне поначалу было связано с удовлетворением потребности в пище" (lа). Определенная телесная функция обеспечивает сексуальности ее источник или эрогенную зону; она незамедлительно указывает на ее объект — грудь; наконец, она обеспечивает добавочное удовольствие, не сводимое к простому насыщению: "...вскоре потребность в повторении сексуального удовлетворения отделяется от потребности в пище" (1b). Сексуальность приобретает самостоятельность лишь на следующей ступени, а после отказа от внешнего объекта она становится автоэротической (см.: Автоэротизм). Примыкание осуществляется и в случае других частичных влечений: "Анальная зона, подобно губной, самим своим расположением приспособлена для того, чтобы обеспечить примыкание сексуальности к другим телесным функциям" (1с). Уже в 1905 г. в главе "Поиск объекта" из "Трех очерков" Фрейд описывает выбор объекта в точности так же, как позднее будет описан так называемый "выбор объекта по примыканию" (Id). В текстах 1912—1914 гг., где Фрейд вывел на первый план противопоставление между сексуальными влечениями* и влечениями к самосохранению*, понятие примыкания сохраняется; оно обозначает изначальное отношение между двумя важнейшими типами влечений: "Сексуальные влечения находят свои первые объекты, примыкая к тому, что имеет ценность с точки зрения влечений Я, а первые сексуальные удовлетворения примыкают к телесным функциям, связанным с поддержанием жизни" (2). Введенное Фрейдом в 1914 г. противопоставление между двумя типами выбора объекта не вносит изменений в само понятие примыкания, но лишь ограничивает область выбора объекта по примыканию, противополагая ему другой тип выбора объекта — нарциссический*. Наконец, в 1915 г. в третьем издании "Трех очерков" Фрейд ввел ряд взаимодополнений, подчеркивая значимость понятия Anlehnung. Он утверждал, в частности, что одна из "трех важнейших характеристик" детской сексуальности — это как раз "примыкание к одной из важнейших телесных функций" (1е). * По-видимому, понятие примыкания и поныне не вполне выявлено в текстах Фрейда; как правило, оно присутствует (да и то - без четкого определения) лишь в концепции выбора объекта, однако считается опорным моментом всей теории влечений. Его важнейшая роль — в том, чтобы одновременно и связать, и противопоставить сексуальные влечения и влечения к самосохоанению. 1) Сама мысль о том, что источник и объект сексуальных влечений изначально определяются влечениями к самосохранению, предполагает, что эти два вида влечений, по сути, различны. Влечения к самосохранению обусловлены соматикой, и объект их четко определен с самого начала; напротив, сексуальные влечения обусловлены такого рода удовлетворением, которое поначалу выступает лишь как побочная выгода (Lustnebengewinn) от инстинктов самосохранения. Это существенное различие выражается у Фрейда в устойчивом использовании — применительно к влечениям самосохранения — таких понятий, как "функция" и "потребность". В этой связи возникает вопрос: не стоит ли назвать "влечения к самосохранению" потребностями, чтобы тем самым четче отличить их от сексуальных влечений? 2) Понятие примыкания помогает не только прояснить возникновение сексуальности, но и уточнить ее место во фрейдовской теории. Фрейду часто ставили в вину пансексуализм, и он отвечал на этот упрек, указывая на устойчивый дуализм влечений; концепция примыкания позволила тоньше сформулировать эти возражения. В известном смысле сексуальность повсеместна: она порождается самим функционированием тела, а также, как указывал Фрейд в "Трех очерках", и другой (например, мыслительной) деятельностью. Однако она приобретает самостоятельность лишь впоследствии и редко оказывается совершенно независимой. 3) Часто обсуждаемая в психоанализе проблема — сушествует ли некая "первичная любовь к объекту" или же ребенок поначалу находится в автоэротическом или нарциссическом* состоянии —решается у Фрейда более тонко, чем обычно полагают. Удовлетворение сексуальных влечений остается автоэротическим, покуда само их развитие не приводит к выбору объекта. Влечения к самосохранению изначально связаны с объектом, но, поскольку сексуальность примыкает к ним, сексуальные влечения тоже оказываются связаны с объектом, так что, лишь отделяясь от влечений к самосохранению, сексуальность приобретает самостоятельность. “Когда поначалу сексуальное удовлетворение еще связано с поглощением пищи, сексуальное влечение находит свой сексуальный объект вне собственного тела, в материнской груди. Лишь позднее сексуальное влечение теряет свой объект, становясь, как правило, автоэротическим [...]. Найти объект, собственно говоря, значит найти его заново" (1f). (1) Freud (S.). a) G.W., V, 82; S.E., VII, 181—182; франц., 74. — b) G.W., V, 82; S.E., VII, 182; франц., 75. — с) G.W., V, 86; S.E., VII, 185; франц., 79. — d) Cf. G.W., V, 123—130 и n. 1, р. 123 (добавл. в 1915); S.E., VII, 222—230 и n. 1, р. 22; франц., 132—140 и n. 77, р. 185. — е) G.W., V, 83; S.E., VII, 182; франц., 76. — f) G.W., V, 123; S.E., VII, 222; франц., 132. (2) Freud (S.). Beitrage zur Psychologie des Liebeslebens, 1910. G.W., VIII, 80; S.E., XI, 180—181; франц.,
Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|