|
Представление предметное, представление словесное; thing presentation, word presentationКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2443Представление предметное, представление словесное Нем.: Sachvorstellung (или Dingvorstellung), Wortvorstellung. — Франц.: representation de chose, representation de mot. — Англ.: thing presentation, word presentation. — Исп.: representacion de cosa, representacion de palabra. — Итал.: rappresentazione di cosa, rappresentazione di parola. — Португ.: representacao de coisa, representacao de palavra. • Метапсихологические термины Фрейда для различения двух типов "представлений": одно, преимущественно зрительное, исходит из предмета; другое, преимущественно слуховое, — из слова. Во фрейдовской метапсихологии это различие важно потому, что оно намечает связь между предметным и словесным представлением, характерную для системы "Предсознание-Сознание" в отличие от системы "бессознательное", которая охватывает лишь предметные представления. • Относительно различий между термином "представление" и термином "мнесический след", иногда используемыми как синонимы, см. соответствующие статьи. Разграничение между предметными и словесными представлениями впервые встречается в ранних работах Фрейда об афазии. Мысль о предметном представлении возникает у Фрейда очень рано как, впрочем, и тесно связанное с нею понятие "мнесические следы" (или следы в различных системах запоминания). В работе "О понятии афазии. Критическое исследование" (Zur Auffassung der Aphasien. Eine kritische Studie, 1891) мы встречаем термин "объектное представление", а в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) —понятие "предметное представление" (1). Одно из наиболее строгих определений этого понятия у Фрейда следующее: "Предметное представление — это нагрузка: если не самих мнесических образов предмета, то по крайней мере [...] производных от них мнесических следов" (2а). Это определение требует двух пояснений: 1) представление перенагружает и оживляет мнесический след, который сам по себе есть лишь запись события; 2) предметное представление не следует понимать как мыслительный аналог предмета в его целостности: предмет присутствует в различных системах или ассоциативных комплексах, но каждый раз лишь какой-то одной своей гранью. Словесные представления — это часть пути, связывающего осознание с вербализацией. Так, уже в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie,1895) содержится мысль о том, что ассоциация между словесным и мнесическим образом может обладать качествами, присущими сознанию. Фрейд никогда не расставался с этой мыслью; она лежит в основе его понимания перехода от первичного процесса ко вторичному*, от тождества восприятия* к тождеству мысли. Она вновь встречается в работе "Бессознательное" (Das Unbewusste, 1915), причем при этом подчёркивается ее значение в системе сознание — бессознательное: "В сознательном представлении есть как предметное, так и словесное представление, а в бессознательном представлении —только предметное представление" (2b). Особый статус словесного представления не позволяет свести его к преобладанию слухового [восприятия] над зрительным. Речь здесь идет не только о различных механизмах чувственного восприятия. Фрейд показал, что при шизофрении словесные представления превращаются в предметные по законам первичного процесса. Это характерно для сновидений, когда некоторые фразы, услышанные в состоянии бодрствования, подвергаются, подобно предметным представлениям, смещению и сгущению: '"Там, где словесные представления всплывают среди остатков дневных впечатлений — именно как частицы свежих впечатлений, а не как выражения мысли, — там они как бы и сами становятся предметными представлениями" (3). Таким образом, предметные представления и словесные представления — это не просто два вида "мнесических следов": различие между ними имеет в рамках фрейдовской топики существенное значение. Какова структура взаимодействий между словесными представлениями и теми дословесными означающими, которые изначально выступают как предметные представления? Каково отношение тех и других к восприятию? При каких условиях они возникают в форме галлюцинации? На чем, в конечном счете, основан особый статус лингвистических, словесно выраженных символов? Фрейд неустанно стремился дать ответ на эти вопросы (4). (1) Cf. Freud (S.). G.W, II—III, 302; S.E., IV, 296; франц., 222. (2) Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. — a) G.W., X, 300; S.E., XIV, 201; франц 155—156. — b) G.W., X, 300; S.E., XIV, 201; франц., 156. (3) Freud (S.). Metapsychologische Erganzung zur Traumlehre, 1917. G.W., X, 418-419; S.E., XIV, 228; франц., 174. (4) Ср., в особенности: Freud (S.).Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 443; англ., 421; франц., 375. — Die Traumdeutung, 1900, глава о "Регрессии". — Metapsychologische Erganzung zur Traumlehre, 1917. Passim. — Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 247 sqq.; S.E., XIX, 20 sqq.; франц., 173 sqq. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|