|
Представление как репрезентация [-top] [влечения]; ideational representativeКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1775Представление как репрезентация [-top] [влечения] Нем.: Vorstellungsreprasentanz или -tant. — Франц.: Representant-representation. — Англ.: ideational representative. — Исп.: representante ideativo. — Итал.: rарpresentanza data da una rappresentazione. — Португ.: representante ideativo. • Представление или группа представлений, на которых фиксируется влечение в ходе истории субъекта и посредством которых это влечение вписывается в его психику. • Французское выражение "representant -representation" двусмысленно, поскольку немецкое слово, составленное из двух разных существительных, переводится здесь двумя однокоренными словами. К сожалению, избежать этой двусмысленности и найти точный перевод фрейдовского термина, по-видимому, невозможно. “Репрезентатор” — это перевод немецкого термина латинского происхождения Reprasentanz (б), который означает "представительство" (г). Vorstellung — это философский термин, для которого традиционный русский эквивалент — “представление”. Vorstellungsreprasentanz означает то, что репрезентирует влечения в области представления (д). Этот смысл мы и пытались передать термином "представление как репрезентатор". Понятие "представление как репрезентатор" встречается в тех текстах Фрейда, где он определяет отношение соматического к психическому как отношение влечения к тому, что его представляет. Это понятие определяется и используется прежде всего в работах 1915 г. по метапсихологии (Die Verdrangung, Das Unbewusste], причем оно яснее всего выступает у Фрейда при разработке теории вытеснения. Напомним, что влечение в той мере, в какой оно является соматическим, не подлежит прямому вытеснению в бессознательное. Вытесняются лишь психические репрезентаторы влечения или представления как репрезентаторы влечения. Фактически Фрейд четко различает в психической репрезентации влечения два элемента, представление и аффект, и указывает на различие их судеб: лишь первый элемент (представление как репрезентатор) может без всяких изменений войти в систему бессознательного (об этом различии см.: Репрезентатор психический; Аффект; Вытеснение). Что значит представление как репрезентатор? Фрейд нигде не дает ясного определения этого понятия. О значении термина "репрезентатор" и об отношении "представительства" между репрезен-татором и влечением см. нашу статью "Репрезентатор психический". О термине "представление", означающем мыслительный элемент в противоположность аффективному элементу, можно прочитать в статьях "Представление" (Vorstellung), "Представление предметное" (Sachvorstellung или Dingvorstellung) и "Представление словесное" (Wortvorstellung). В своей теории бессознательного, изложенной в статье 1915г., Фрейд трактовал представления-репрезентаторы не только как '"содержания" бессознательного, но и как самое основу его организации. Фактически фиксация влечения на отдельном репрезентаторе и становление бессознательного происходят в едином процессе первовытеснения*: "У нас есть основания предположить наличие первовытеснения, или, иначе, первого этапа вытеснения, на котором психический репрезентатор влечения получает доступ в сознание. Это вызывает фиксацию: отныне данный репрезентатор остается неизменным, а влечение сохраняет свою связь с ним" (1а). В приведенном отрывке понятие "фиксация"* связано одновременно с двумя различными идеями: той, что лежит в основе генетического подхода, предполагающего фиксацию влечения на определенной стадии или объекте, и той, что требует записи влечения в бессознательном. Эта последняя мысль (или образ) появляется у Фрейда не впервые. Она присутствует уже в письмах Флиссу, где изложена одна из первых схем психического аппарата, использующая многослойные записи знаков (Niederschriften) (2), и вновь встречается в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900), особенно там, где обсуждается гипотеза об изменении записи представления при переходе из одной системы в другую (3). Эта аналогия между отношением влечения к своему репрезентатору и знаковой записью (или, в терминах лингвистики, означающим) позволяет прояснить природу представления как репрезентатора. а) См. сноску а к статье "Репрезентатор влечения". б) Обычный немецкий термин der Reprasentant редко встречается у Фрейда, который предпочитает форму die Reprasentanz, теснее связанную с латынью и более абстрактную. г) "X — мой репрезентатор". д) Перевод Vorstellungsreprasentanz как "репрезентация представления" был бы грубым искажением фрейдовской мысли: представление есть то, что репрезентирует влечение, а не то, что, в свою очередь, чем-то репрезентируется. Из текстов Фрейда это ясно видно (1b,4). (1) Freud (S.). Die Verdrangung, 1915. — a) G.W., X, 250; S.E., XIV, 148; франц., 71. — b) Cf. G.W., X, 255; S.E., XIV, 152—153; франц., 80—8l. (2) Cf. Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Письмо от 6.12.96: нем., 185—186; англ., 173; франц., 153. (3) Cf. Freud (S.). G.W., II—III, 615; S.E., V, 610; франц., 496. (4) Cf. Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. G.W., X, 275—276; S.E., ХIV, 177; франц., 112. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|