|
Представление; idea or presentationКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1252Представление
Нем.: Vorstellung. — Франц.: representation. — Англ.: idea or presentation. — Исп.: representacion. — Итал.: rappresentazione. — Португ.: representacao. Классический термин философии и психологии: "То, что человек представляет, то, что образует конкретное содержание мыслительного акта", "в особенности воспроизводство прежних восприятий" (1). Фрейд противополагает представление и аффект*; у каждого из этих двух видов психических явлений — своя судьба. • Термин Vorstellung по традиции входит в Словарь немецкой классической философии. Поначалу Фрейд понимал его вполне традиционно, а использовал — необычно (а). Нижеследующие соображения поясняют, в чем именно состоит это своеобразие. 1) Первые теоретические модели психоневрозов основаны на различении “кванта аффекта”* и представления. При неврозе навязчивости квант аффекта смещается с патогенного представления, связанного с травмирующим событием, на другое представление, которое кажется субъекту малозначимым. При истерии квант аффекта преобразуется в соматическую энергию, а вытесненное представление символизируется той или иной областью тела и телесной активности. Этот тезис, согласно которому разделение аффекта и представления лежит в основе вытеснения, заставляет по-разному описывать их судьбу и особенно связанные с ними процессы: так, представление подвергается "вытеснению", а аффект — "подавлению". 2) Когда Фрейд говорил о "бессознательных представлениях", он отдавал себе отчет в парадоксальности совмещения этих двух терминов. И потому в этом выражении традиционный философский смысл термина Vorstellung, а именно, акт субъективного представления объекта сознанием, отходит на задний план. По Фрейду, представление определяется объектом, но вписывается в "мнесические системы". 3) Как известно, память для Фрейда —это не простое вместилище образов в строго эмпирическом смысле слова, но скорее совокупность мнесических систем; он расчленяет воспоминание на различные ассоциативные ряды и в конечном счете обозначает термином "мнесический след"* не столько "слабое впечатление", сохраняющее сходство с объектом, сколько знак, который постоянно соотнесен с другими знаками, но не связан с тем или иным чувственным качеством. И потому у нас есть основания связывать фрейдовское Vorstellung с лингвистическим понятием означающего. 4) Здесь уместно вспомнить о том, что Фрейд разграничивал два уровня представлений: "словесные представления"* и "предметные представления"*. При этом в основу кладется различие, которому Фрейд приписывал важнейшее значение в своей топике : предметные представления, характеризующие систему бессознательного, теснее связаны с предметами, а потому в случае "первичных галлюцинаций", например, представление об отсутствующем предмете становится для ребенка равнозначным непосредственно воспринимаемому и энергетически нагруженному предмету (см.: “Опыт удовлетворения”).: И потому, когда Фрейд (ср. его первые описания психоаналитической терапии в 1894—1896 гг.) стремился обнаружить в конце ассоциативных цепочек "патогенные бессознательные представления", конечной целью его поиска выступала та точка, где объект и его следы неразрывны, а означаемое неотделимо от означающего. 5) Хотя различие между мнесическим следом и представлением как его нагрузкой всегда неявно присутствовало у Фрейда, оно нигде четко не определялось (4). Причина этого, конечно, в том, что Фрейду трудно было помыслить чистый мнесический след, т. е. такое представление, которое было бы полностью лишено нагрузки как в системе сознания, так и в системе бессознательного. а) Многие авторы полагают, что на Фрейда, возможно, повлияла концепция "механики представлений" (Vorstellungsmechanik) Гербарта. Как указывает О. Андерссон, "гербартианство было ведущим психологическим подходом в тот период, когда формировались научные взгляды Фрейда "(5). (1) Lalande (A.). Vocabulaire technique et critique de la philosophie, Paris, P.U.F., 1951. (2) Cf. Freud (S.). Studien uber Hysterie, 1895. Passim. (3) Cf. Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. G.W., X, 300; S.E., XIV, 201—202; франц., 155—156. (4) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 247; S.E., XIX, 20; франц., 173. (5) Andersson (0.). Studies in the Prehistory of Psychoanalysis, Svenska Bokforlaget, Norstedts, 1962, 224. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|