|
Предсознательное, предсознание; preconsciousКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3325Предсознательное, предсознание Нем.: Das Vorbewusste, vorbewusst. — Франц.: preconscient. — Англ.: preconscious. Исп.: preconsciente. — Итал.: preconscio. — Португ.: preconsciente. • А) В первой топике Фрейда: а) как существительное – система психического аппарата, четко отличная от системы бессознательного (Бсз); б) как прилагательное – оно определяет содержания и действия этой предсознательной системы (Псз). Эти содержания и действия не входят в актуальное поле сознания и поэтому являются бессознательными в “описательном” смысле слова (см.: Бессознательное Б), но отличаются от содержаний системы бессознательного, поскольку остаются доступными сознанию (например, неактуализированные знания и воспоминания). С метапсихологической точки зрения система предсознания управляется вторичным процессом. Она отделена от системы бессознательного цензурой*, которая допускает бессознательные содержания и процессы в предсознание лишь в преобразованном виде. Б) Во второй фрейдовской топике термин “предсознательное” употребляется только как прилагательное для обозначения того, что ускользает от актуального сознания, но не является бессознательным в узком смысле слова. С точки зрения систематики этот термин определяет содержания и процессы, относящиеся преимущественно к Я, а также к Сверх-Я. • Разграничение между предсознательным и бессознательным имеет для Фрейда важнейшее значение. Для обозначения самой возможности бессознательного психического как такового он опирался на бесспорные проявления душевной жизни, выходящие за пределы актуального сознания (1а). Если понимать бессознательное в том смысле, который Фрейд называет “описательным”, - как то, что находится за пределами сознания, - то граница между предсознательным и бессознательным стирается. Следовательно, это разграничение следует понимать прежде всего в топическом (или систематическом), а также динамическом смысле. Это разграничение было установлено Фрейдом в ранний период – в процессе разработки метапсихологии (2а). Согласно концепции, изложенной в “Толковании сновидений” (Die Traumdeutung, 1900), предсознательное расположено между бессознательным и сознанием; от бессознательного оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание и в сознание, а доступ к сознанию и двигательным реакциям контролируется самим предсознательным. В этом смысле можно связать сознание с предсознанием: так, Фрейд говорил о системе Предсознание-Сознание (Псз-Сз). Однако в других местах из “Толкования сновидений” Фрейд резко разграничивал предсознание и систему так называемого восприятия-сознания: эта двусмысленность связана с тем, что сознание, как впоследствии оказалось, плохо поддается структурному анализу (см.: Сознание) (1b). Переход от предсознания к сознанию обусловлен, по Фрейду, действием “второй цензуры”; она отлична от цензуры в собственном смысле слова (или цензуры между бессознательным и предсознательным) тем, что не столько искажает, сколько отбирает: ее роль, по сути, заключается в том, чтобы преградить тревожным мыслям доступ в сознание. Тем самым она позволяет вниманию сосредоточиваться на том или ином объекте. Предсознательное отличается от бессознательного формой энергии (“связанная” энергия) и типом процесса (вторичный процесс). Однако это разграничение не абсолютно: если некоторые бессознательные содержания (например, фантазии), как подчеркивал Фрейд, изменяются под воздействием вторичного процесса, то и элементы предсознательного могут подчиняться первичному процессу (остатки дневных впечатлений в сновидении). В более общем смысле изучение предсознательного и его защитных функций свидетельствует о воздействии принципа удовольствия и о влиянии первичного процесса. Фрейд всегда объяснял различие между Бсз и Псз тем фактом, что предсознательные представления соотнесены со словесным языком, со “словесными представлениями”*. Помимо того, весьма тесно связаны между собой предсознательное и Я. Не случайно, что, впервые вводя понятие предсознательного, Фрейд уподобил его “нашему официальному Я” (2b). А когда позднее, во второй топике, он иначе определил Я, предсознательное органично вошло в него, хотя в целом эти инстанции и не уподоблялись друг другу – ведь часть Я оставалась бессознательной. Наконец, и в новоявленной инстанции Сверх-Я можно отчасти обнаружить предсознательное. * Каково место предсознательного в переживаниях субъекта и, в частности, в опыте психоаналитического лечения? Чаще всего здесь приводят в пример воспоминания, которые непосредственно не осознаются, но могут быть оживлены в памяти. В более общем смысле предсознательное есть то, что неявно и неосознанно присутствует в психике; именно это имеет в виду Фрейд, "описательно" определяя предсознательное как бессознательное, но доступное осознанию, тогда как собственно бессознательное навсегда остается оторванным от сознания. В работе "Бессознательное" (Das Unbewusste, 1915) Фрейд определял предсознательное как "осознанное знание" (bewusste Kenntnis) (lb); причем здесь важен сам выбор терминов, подчеркивающих отличие от бессознательного: "знание" предполагает нечто познанное в субъекте и в его личностном мире; "осознанное" указывает на то, что даже неосознанные содержания и процессы связаны с сознанием в топическом смысле. Динамическое подтверждение этого топического разграничения происходит во время лечения и проявляется прежде всего в том факте, на который указывает Д.Лагаш: если признание предсознательных содержаний может привести к умолчаниям, которые требуется устранить ходом свободных ассоциаций, то признание бессознательных элементов сталкивается со столь же бессознательными сопротивлениями, которые требуется постепенно истолковывать и преодолевать в анализе (хотя, конечно, и умолчания нередко основываются на сопротивлениях). а) Выбор этого слова нельзя назвать удачным. Фактически выявить различия между предсознательным и бессознательным можно и на описательном уровне, не прибегая к разграничениям на уровне топики. Выражение "бессознательное в описательном смысле" обозначает всю совокупность психических содержаний и процессов, которым присущ лишь один общий признак — неосознанность. (1) Cf. Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. — a) G.W., X, 264—265; S.E., XIV, 166—167; франц., 92—93. — b) G.W., X, 291; S.E, XIV, 192; франц., 139. —с) G.W., X, 265; S.E., XIV, 167; франц., 94. (2) Cf. Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902, письмо от 6.12.1896. — а) Нем., 185; англ., 173; франц., 153. — b) Нем., 186; англ., 174; франц., 155. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|