|
Потребность в наказании; need for punishmentКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3190Потребность в наказании Нем.: Strafbedurfnis. — Франц.: besoin de punition. — Англ.: need for punishment. — Исп.: necesidad de castigo. — Итал.: bisogno di punizione. — Португ.: necessidade de castigo или do punicao. • Обнаруженная Фрейдом внутренняя потребность, лежащая в основе поведения некоторых субъектов; в ходе психоанализа оказалось, что они стремятся к наказанию и унижению, находя в этих ситуациях удовольствие (моральный мазохизм). Все своеобразие этого поведения, в конечном счете, объясняется влечением к смерти. • Явления, связанные с самонаказанием, рано вызвали интерес у Фрейда: среди таких явлений — сны о наказании, которые напоминали долг, выплачиваемый цензуре за выполнение желания (1), и в особенности симптомы невроза навязчивых состояний. Уже в самых первых своих подходах к этому душевному расстройству Фрейд обратил внимание на феномен самоупреков; затем в "Замечаниях об одном случае невроза навязчивости" (Bemerkungen uber einen Fall von Zwangsneurose, 1909) — на поведение, связанное с самонаказанием. Симптомы и связанные с ними страдания превращают больного неврозом навязчивых состояний в своего собственного палача. Клиника меланхолии показывает, что навязчивые побуждения к самонаказанию могут приводить и к самоубийству. Вкладом Фрейда и психоанализа в целом в рассмотрение этой проблемы стала мысль о том, что именно потребность в самонаказании позволяет объяснить такие поступки, в которых наказание, видимо, выступает как нежелательное последствие агрессивных и преступных действий (2). В этом смысле можно говорить о "преступлениях самонаказания", хотя, конечно, это не единственная причина данного весьма сложного явления. Наконец, психоаналитическая практика заставила Фрейда внимательнее присмотреться к тому, что он называл отрицательной терапевтической реакцией*: психоаналитику кажется, будто он сталкивается с "...силой, противодействующей исцелению и стремящейся во что бы то ни стало держаться за болезнь и страдание" (3а). Более глубокое исследование — уже в рамках второй теории психического аппарата — метапсихологических проблем, связанных с этими явлениями, дальнейшее изучение садомазохизма, наконец, введение понятия "влечение к смерти" — все это потребовало от Фрейда более тонкого разграничения видов поведения, вязанных с самонаказанием. 1) Сам Фрейд сдержанно относился к тому, что касалось бессознательного чувства вины*. В этом смысле понятие "потребности в наказании" представлялось ему более уместным (4а). 2) В плане топики Фрейд объяснял поведение, связанное с самонаказанием, напряженностью отношений между Я и чрезмерно строгим Сверх-Я. 3) Понятие "потребность в наказании" подчеркивало существование неустранимой силы, побуждающей некоторых субъектов к страданию, и одновременно парадокс, связанный с тем, что именно в страдании они находят удовлетворение. Фрейд различал в этой связи два случая: некоторые индивиды производят впечатление людей, на которых "чрезмерно давит нравственное сознание, хотя сами они этой сверхморали и не осознают, причем более глубокое исследование показывает различие между таким бессознательным продолжением морали и моральным мазохизмом. В первом случае усиливается садизм Сверх-Я, а Я ему подчиняется; во втором случае, напротив, усиливается мазохизм Я, требующий наказания от Сверх-Я или от внешних инстанций родительской власти" (4b). Как видим, садизм Сверх-Я и мазохизм Я нельзя считать лишь симметричными выражениями одной и той же напряженности отношений. 4) Следуя этой линии рассуждений, Фрейд в "Конечном и бесконечном анализе" (Die endliche und die unendliche Analyse, 1937) выдвинул гипотезу, согласно которой конфликт между Сверх-Я и Я не позволяет полностью осмыслить потребность в наказании как выражение влечения к смерти. Хотя одна частица влечения к смерти оказывается "психически связанной Сверх-Я", другие его частицы “в свободной или связанной форме могут осуществлять свою работу где-то еще” (Зb).
(1) Cf. Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. G.W., II-III, 476-480; 563-566; S.E., V, 473-476; 557-560; франц., 352—355, 458—459 и сноска. (2) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 282; S.E., XIX, 52; франц., 210. (3) Freud (S.). Die endliche und die unendliche Analyse, 1937, — a) G.W., XVI, 88; S.E., XXIII, 241; франц., 28. b) G.W, XVI, 88; S.E, XXIII, 242—243; франц., 28. (4) Freud (S.). Das okonomische Problem des Masochismus, 1924. — a) Cf. G.W., XIII, 378-379; S.E., XIX, 166; франц., 218—219. — b) G.W., XIII, 381; S.E., XIX, 168-169; франц., 221. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|