|
Последействие; differed actionКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 4913Последействие Нем..: Nachtraglichkeit (subst.), nachtraglich (adj. и adv.). — Франц.: apres-coup (subst.m., adj. и adv.). — Англ. : differed action, differed (adj.). — Исп.: posterioridad, posterior, posteriormente. — Итал.: posteriore (прил.), posteriormente (нареч.). — Португ.: posterioridade, posterior, posteriormente. • Термин Фрейда, связанный с его представлениями о психическом времени и причинности: формы опыта, впечатления, мнеснческие следы*, — все это со временем перестраивается в зависимости от нового опыта на новой ступени развития. Тогда эти формы могут приобретать новый смысл и новую психическую действенность. • Фрейд употребляет термин nachtraglich постоянно и последовательно, нередко выделяя его курсивом. Уже очень рано у Фрейда встречается и субстантивная форма Nachtraglichkeit. Все это свидетельствует о том, что, хотя Фрейд не дает ни определения, ни общей теории последействия, понятие последействия было частью его концептуального аппарата. Значение этого понятия подчеркнул Жак Лакан, и в этом его заслуга. К сожалению, из-за отсутствия единого эквивалента этого термина проследить его использование в английских и французских переводах Фрейда невозможно. Не пытаясь построить теорию последействия, постараемся здесь вкратце очертить смысл и место этого понятия в контексте фрейдовской трактовки психического времени и причинности. 1) Прежде всего это понятие исключает такие упрощенные истолкования, которые сводят психоаналитическое понимание истории субъекта к линейному детерминизму воздействий прошлого на настоящее. Психоанализ нередко упрекали в том, что он сводит всю совокупность человеческих желаний и поступков к прошлому, к детству, причем полагали, что эта тенденция усилилась с развитием психоанализа: устремляясь все глубже в прошлое, психоаналитики приходят в итоге к утверждению, что вся человеческая судьба определяется уже в самые первые месяцы жизни и чуть ли не во чреве матери... Фрейд с самого начала указывал, что субъект перерабатывает прошлые события в последействии и что именно эта переделка сообщает им смысл, действенность или даже патогенную силу. 06.12.1896 Фрейд писал В.Флиссу: "... сейчас я разрабатываю гипотезу, согласно которой наш психический механизм складывался послойно: материал, образующий мнесические следы, время от времени, в зависимости от обстоятельств, подвергался перестройке и перезаписи" (1a). 2) Эта мысль может привести к точке зрения, согласно которой все постигаемые психоанализом явления во многом обусловлены ретроспективной иллюзией. Именно это имел в виду Юнг, говоря о ретроспективном фантазировании (Zuruckphantasieren): по Юнгу, взрослый человек истолковывает прошлое в фантазиях, представляющих собою не что иное, как символическое выражение его нынешних проблем. При таком подходе переистолкование выступает для субъекта как способ укрыться от насущных "запросов реальности" в воображаемом прошлом. Существуют подходы, связывающие последействие с концепцией временности, которая вышла на передний план в философии и была подхвачена различными направлениями экзистенциального психоанализа: сознание строит свое прошлое, постоянно перекраивая его смысл в соответствии со своим "проектом". * Фрейдовская концепция последействия представляется гораздо более строгой. Для нее характерны следующие моменты: 1) механизму последействия подчиняется обычно не переживаемый опыт как таковой, но скорее то в этом опыте, что в момент переживания не могло быть полностью включено в значимый контекст. Прообразом такого переживания выступает травмирующее событие; 2) механизм последействия может начать функционировать под влиянием новых событий или ситуаций, а также в связи с наступлением биологической зрелости, позволяющей субъекту, переработав свой прежний опыт, добраться до новых смыслов; 3) последействию весьма способствует неравномерность развития человеческой сексуальности. Все это можно проиллюстрировать многими примерами использования слова nachtraglich у Фрейда. Особенно наглядными представляются нам два текста. В "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) Фрейд, изучая вытеснение при истерии, ставит вопрос: почему вытеснение затрагивает прежде всего именно сексуальность? На конкретном примере он показывает, что вытеснение предполагает два события, четко отделенные друг от друга во времени. Первое - это сексуальная сцена (взрослый — соблазнитель), которая в тот момент не имела для ребенка сексуального значения. Второе событие кое в чем сходно с первым, хотя это сходство, быть может, и поверхностно. На этот раз, уже достигнув половой зрелости, субъект способен испытать сексуальные эмоции, которые он отныне будет сознательно связывать со вторым событием, тогда как на самом деле они вызваны воспоминанием о первом событии. В подобных случаях Я не способно применить обычные средства защиты (например, отстранение через отвлечение внимания) or неприятного сексуального аффекта: "Внимание направляется на восприятия, поскольку обычно именно они служат поводом для выражения неудовольствия. Однако в данном случае не восприятие, а мнесический след позволяет неудовольствию проявиться, а Я обнаруживает это слишком поздно" (1b). И потому .Я прибегает к вытеснению, или, иначе, к "патологическому способу защиты", действуя по логике первичного процесса. Мы видим, что вытеснение связывается здесь с "запаздыванием зрелости", которое, по Фрейду, характерно для человеческой сексуальности: "В психике каждого подростка есть мнесические следы, которые он может осмыслить лишь с появлением собственных сексуальных ощущений" (1с). "Позднее наступление зрелости делает возможной "посмертную" реализацию первичных процессов" (Id). С этой точки зрения, лишь вторая сцена придает первой патогенный смысл: "Вытесненное воспоминание становится травмой лишь в последействии" (Id). Таким образом, понятие последействия тесно связано с ранними фрейдовскими формулировками понятия защиты*, а именно, с теорией соблазнения*. На это можно возразить, что открытие детской сексуальности, сделанное Фрейдом в более поздний период, лишает эту концепцию смысла. Наилучший ответ на эту критику дается в изложении случая “Человека с волками”, где речь многократно идет о последействии, хотя отныне этот период смещен на первые годы жизни ребенка. Последействие лежит в основе фрейдовского анализа патогенного сновидения и его отношения к первосцене*: “Человек с волками” понял смысл коитуса "...лишь тогда, когда увидел этот сон, т. в 4 года, а вовсе не тогда, когда он наблюдал эту сцену. Впечатления полуторагодовалого ребенка могли быть им осознанны лишь в последействии, когда он увидел сон, благодаря [новому этапу развития] сексуальному возбуждению и своим сексуальным поискам" (2а). В истории этого детского невроза, как показывает Фрейд, сон привел к фобии: "... благодаря сну зрелище коитуса приобрело последейственность" (2b). В 1917 г. Фрейд добавил к описаниям “Человека с волками” два пространных размышления, показывающих, что юнговская теория ретроспективного фантазирования не оставила его равнодушным. Он признал, что, поскольку первосцена есть итог психоаналитической реконструкции, она вполне может быть придумана субъектом, настаивая при этом, что впечатления должны давать ребенку хоть какие-то указания на нее (ср. спаривание собак). Однако еще важнее вот что: в тот самый момент, когда Фрейд, казалось бы, уже совсем готов был отказаться от поиска опоры в реальности, на поверку столь шаткой, он выдвинул новое понятие — “первофантазии” как структурная основа фантазий, выходящих за пределы индивидуального переживания и воображения” (см.: Первофантазии, первофантазмы). * Таким образом, фрейдовская концепция последействия не может быть сведена к понятию "отсроченного действия", если понимать под этим временной промежуток между возбуждением и ответом, обусловленный постепенным накоплением опыта. Однако именно к такому истолкованию подталкивает нас принятый в Standard Edition перевод последействия как deferred action. Издатели Standard Edition приводят (2d) отрывок из "Исследования истерии" (1895), где Фрейд говорит — в связи с так называемой неотреагированной истерией — об "устранении приобретенных травм в последействии" (За). В данном случае последействие можно понять как отсроченную разрядку, однако нельзя не заметить, что Фрейд говорит здесь скорее о подлинной обработке, о "работе памяти", которая не сводится к простой разрядке накопленного напряжения, но представляет собой сложный комплекс психологических операций: "Она [больная] каждый день ежедневно перебирала в уме каждое впечатление, плакала над ними, утешалась — и все для собственного развлечения" (Зb). Как нам кажется, предпочтительнее было бы скорее пояснить понятие отреагирования понятием последействия, нежели наоборот — сводить последействие к узко " экономической" теории отреагирования. (1) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. — а) Нем., 185; англ. 173; франц., 129; — b) Нем., 438; англ., 416; франц., 369. — с) Нем.: 435; англ., 413; франц., 367. — d) Нем., 438; англ., 416; франц., 369. — е) Нем., 435; англ., 413; франц., 366. (2) Freud (S.). Aus der Geschichte einer Neurose, 1918 (1914). — a) G.W., XII, 64, n. 4; S.E., XVII, 37—38, n.6; франц., 350, n. 3. — b) Cf. G.W., XII, 144; S.E.,XVII, 109; франц., 409. — с) G.W., XII, 72 n.; S.E., XVII, 45 n.; франц. 356 n. (3) Freud (S.). a) G.W., I, 229; S.E., II, 162; франц., 129. — b) G.W., I, 229; S.E., II, 162; франц., 129. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|