|
Отказ (от реальности); disavowal (или denial)Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2559Отказ (от реальности) Нем.: Verleugnung. — Франц.: deni de la realite. — Англ.: disavowal (или denial). — Исп.: renegacion. — Итал.: diniego. — Португ.: recusa. • Термин Фрейда, обозначающий специфику такого способа защиты, при котором субъект отказывается признать реальность травмирующего восприятия, прежде всего, отсутствия пениса у женщин. Посредством этого механизма Фрейд стремился понять фетишизм и психозы. • Начиная с 1924 г. Фрейд стал использовать слово Verleugnung в особом смысле. Между 1924 и 1938 гг. он часто говорил о процессах, обозначаемых этим термином (наиболее подробно — в "Очерке психоанализа" (Abriss der Psychoanalyse, 1938)). Вряд ли можно сказать, что он разработал теорию отказа от реальности или же что он строго разграничил ряд сходных процессов, однако, в его работах это понятие употреблялось достаточно последовательно. Впервые Фрейд описал Verleugnung в связи с кастрацией. Столкнувшись с отсутствием пениса у девочки, дети "...отказываются признать (leugnen) эту нехватку, уверяют, будто видят этот орган…" (1). Лишь постепенно они научаются видеть в отсутствии пени результат кастрации. В работе "Некоторые психические следствия анатомического различия между полами" (Einige psychische Folgen des anatomischen Geschlechtsunterschieds, 1925) отказ от реальности приписывается как девочке, так и мальчику, причем Фрейд видит здесь сходство с механизмом психоза: "...может начаться процесс, который я бы предложил назвать процессом "отказа" (Verleugnung) от реальности; в психической жизни ребенка он встречается довольно часто и не представляет опасности, а вот у взрослого может стать началом психоза" (2). В отказе от внешней реальности Фрейд видит первую стадию психоза, противопоставляя ее вытеснению: невротик начинает с вытеснения требований Оно, а психотик — с отказа от реальности (3). Начиная с 1927 г. Фрейд разрабатывал понятие отказа только на примере фетишизма. В работе, посвященной этому извращению («Фетишизм» [Fetischismus], 1927), фетишизм трактуется как закрепление двойственной инфантильной установки, предполагающей одновременно и отказ, и признание женской кастрации. В трактовке этого явления у Фрейда пока еще много неясного: он пытается понять сосуществование несовместимого, обращаясь к процессу вытеснения и образования компромисса между противонаправленными силами и показывая, что такое сосуществование приводит к настоящему расщеплению* (Spaltung, Zwiespaltigkeit), раздвоению субъекта. В последующих работах («Расщепление Я в процессе защиты» [Die Ichspaltung im Abwehrvorgang], 1938; «Очерк психоанализа» [Abriss der Psychoanalyse], 1938) понятие отказа (от реальности) проясняется через понятие расщепления Я. Две фетишистские установки в этой связи — отказ от восприятия нехватки пениса у женщины и одновременно признание этой нехватки со всеми вытекающими отсюда последствиями (в частности, страхом) — "...сосуществуют в течение всей жизни независимо друг от друга. Именно это и можно назвать расщеплением Я" (4). Это расщепление следует отграничить от сходных следствий невротического вытеснения. 1) Речь идет о сосуществовании двух различных типов защиты Я, а не о конфликте между Я и Оно. 2) Один из защитных механизмов Я направлен на внешнюю реальность и представляет собой отказ от ее восприятия. Фрейд постоянно интересовался источниками защиты от внешней реальности, а потому отказ от реальности представал в его работах все более четко. Этот интерес проявлялся главным образом в его первом подходе к проекции (см. этот термин), в понятии разгрузки и утраты реальности при психозе и пр. В этом исследовательском контексте играло свою роль и понятие отказа от реальности. Предвосхищение этого понятия мы находим уже в некоторых местах "Человека с волками": "В итоге в нем совместились две противонаправленные тенденции: одна тенденция заставляла в ужасе отшатнуться от мысли о кастрации, а другая требовала принять ее, утешаясь женственностью как заменой. Третья тенденция, самая древняя и самая глубокая, — отвержение (verworfen hatte) кастрации до и независимо от вопроса о ее реальности - также могла в любой момент вступить в действие" (5). В этих строку уже присутствует мысль о расщеплении личности на различные независимые "потоки", о первичной защите как решительном отказе от реальности, соотнесенном с проблемой реальности кастрации. Именно этот последний момент позволяет лучше понять фрейдовское понятие отказа (от реальности), одновременно развивая и обновляя эту проблематику. Коль скоро кастрация служит прообразом и, быть может, даже источником других видов отказа от реальности, возникает вопрос о том, как Фрейд понимал "реальность" кастрации или ее восприятие. Если речь идет об отказе признать "отсутствие пениса" у женщины, трудно говорить о восприятии реальности, поскольку отсутствие как таковое восприниматься не может: оно становится реальностью лишь в связи с возможностью присутствия. Если отвергается сама кастрация, то отказ отнесен не к восприятию (кастрация как таковая восприниматься не может), но к теории, объясняющей факты («детская сексуальная теория»). Вспомним, что Фрейд постоянно связывал комплекс кастрации или страх кастрации не просто с восприятием реальности, но скорее с совпадением двух обстоятельств: открытием анатомического различия между полами и с угрозой кастрации со стороны отца (см.: Комплекс кастрации). В итоге возникает вопрос: не является ли отказ, чьи реальные следствия столь очевидны, скорее основополагающим моментом человеческой реальности, нежели проблематичным "фактом восприятия" (см. также: Отвержение)? (1) Freud (S.). Die infantile Genitalorganisation , 1923. G.W., XIII, 296. S.E., XIX, 143—144. (2) Freud (S.). G.W., XIV, 24; S.E., XIX, 253. (3) Cf. Freud (S.). Der Realitatsverlusl bei Neurose und Psychose, 1924. G.W., XIII, 364—365; S.E., XIX, 184—185. (4) Freud (S.), Abriss der Psychoanalyse, 1938. — G.W., XVII, 134; S.E., XXIII, 203; франц., 79. (5) Freud (S.). Aus der Geschichte einer infantilen Neurose, 1918. G.W., XII, 171; S.E., XVII, 85; франц., 389. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|