|
Отвержение; repudiation или foreclosureКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2639Отвержение Нем.: Verwerfung. — Франц.: forclusion. — Англ.: repudiation или foreclosure. — Исп.: repudio. — Итал.: reiezione. — Португ.: rejeicao или repudio. • Термин [речь идет о его французском варианте. — Прим. пер.] Жака Лакана: особый механизм порождения психоза. Отвержение изначально отбрасывает за пределы символического* мира субъекта важное означающее (например, фаллос как означающее комплекса кастрации). Отвержение отличается от вытеснения двояким образом: 1) отвергнутые означающие не входят в бессознательное субъекта; 2) они не могут возникнуть «изнутри», но лишь в недрах реального, особенно при галлюцинаторных феноменах. • Рассуждая о фрейдовском использовании понятия Verwerfung применительно к психозам, Жак Лакан предложил в качестве его французского эквивалента понятие forclusion. Поскольку Лакан считал себя в этом вопросе последователем Фрейда, это потребовало двоякого рода уточнений относительно фрейдовских терминов, относящихся к психотической защите и ее пониманию. I. Изучение фрейдовской терминологии по всем текстам позволяет сделать следующие выводы: 1) Фрейд использовал понятие Verwerfung в различных смыслах, которые можно ориентировочно свести к трем: а) в достаточно широком смысле слова Verwerfung — это "отказ", который может осуществляться, например, в виде вытеснения (1); б) далее, это отвержение в форме осознанного осуждения. В этой роли Фрейд чаще всего употребляет составное слово Urteilsverwerfung как синоним Verurteilung (суждение, содержащее осуждение*); в) тот смысл, в котором понимает это слово Лакан, находит подтверждение в других текстах. Так, в "Психоневрозах защиты" (Die Abwehrneurosen, 1894) Фрейд писал по поводу психоза: "Существует более энергичный и действенный способ защиты — когда Я отвергает (verwirft) мучительное представление и связанный с ним аффект и ведет себя так, будто этого представления никогда и не возникало" (2а). Выдвигая на первый план понятие отвержения, Лакан чаще всего опирается на «Человека с волками»: при этом слова verwerfen, Verwerfung встречаются по нескольку раз. Наиболее яркий в этом смысле отрывок — тот, где Фрейд говорит о сосуществовании в субъекте различных установок по отношению к кастрации: "…третья тенденция, наиболее древняя и глубокая,— это отвержение (verworfen) кастрации без какого-либо суждения о ее реальности: кастрация при этом присутствует лишь подспудно. В другом тексте я рассказал о галлюцинации, которая была у этого пациента в пятилетнем возрасте..." (За). 2) У Фрейда встречаются другие, отличные от Verwerfung, понятия, смысл которых обосновывает их связь с понятием отвержения (forclusion): Ablehnen (избегать, отклонять) (5b); Aufheben (подавлять, упразднять) (4а); Verleugnen (отрицать). Итак, хотя понятие Verwerfung и не совпадает с понятием "forclusion", у Фрейда есть другие понятия для обозначения того, что как раз и стремился выявить Лакан. II. Помимо этих чисто терминологических соображений можно показать, что введение Лаканом термина "отвержение" следует в русле фрейдовского подхода с постоянно присущим ему требованием — определить механизм защиты, свойственный психозу. Применительно к этой проблеме выбор терминов у Фрейда подчас может вводить в заблуждение, особенно когда речь идет о "вытеснении" при психозе. Эту неясность подчеркивал и сам Фрейд: "...мы не знаем наверное, имеет ли так называемый процесс вытеснения в психозах что-либо общее с вытеснением при неврозах трансфера" (5). 1) Эта линия размышлений о психозе пронизывала все творчество Фрейда. В первых фрейдовских текстах, где обсуждался механизм проекции при психозе, он предстает как прямое отбрасывание во внешний мир, а не как вторичный возврат вытесненного в бессознательное. Позднее, предложив трактовку проекции как побочного момента невротического вытеснения, Фрейд вынужден был признать, что так понимаемая проекция для психоза несущественна: "Говорить, что подавленное (unterdruckt) внутри ощущение проецируется вовне, не вполне точно; мы видим скорее, что речь идет о выходе наружу того, что было устранено (Das Aufgehobene) внутри" (4b) (см.: Проекция). Такие понятия, как "разгрузка реальности" (4с), "утрата реальности" (6), также обозначают первичный механизм отрыва и отбрасывания вовне невыносимого "восприятия". Наконец, в своих последних работах Фрейд опирался на понятие Verleugnung или "отказ от реальности" (см. этот термин). Изучая его главным образом на примере фетишизма, Фрейд, однако, считал, что подобное извращение присуще также и психозу (7 и 8а). Этот отказ — общий ответ ребенка, фетишиста, психотика на "реальность" отсутствия пениса у женщины — есть отвержение самого "восприятия" и a fortiori отказ выводить из него такие следствия, как "детская сексуальная теория" кастрации. В 1938 г. Фрейд противопоставил два способа защиты: "выталкивание требований влечения из внутреннего мира" и "отрицание части внешнего мира (8b). Уже в 1894 г. он описывал психотическую защиту почти в тех же самых понятиях: "Я отталкивает невыносимое представление, неразрывно связанное с чем-то в реальности, и тем самым целиком или частично отстраняется от реальности" (2b). 2) Каким образом можно в итоге осмыслить такое "вытеснение" во внешний мир, диаметрально противоположное невротическому подавлению? Чаще всего Фрейд описывал его в экономических терминах, таких, как разгрузка восприятия, нарциссическое изъятие либидо, которое устраняет любой "интерес"*, не связанный с либидо. Иногда Фрейд приходил к тому, что можно было бы назвать изъятием значения, отказом от придания восприятию смысла. Впрочем, эти две трактовки, по Фрейду, не исключают друг друга: изъятие нагрузки (Besetzung) есть тем самым и отмена значения (Bedeutung) (9). III. Понятие отвержения продолжает эту линию фрейдовских размышлений, но уже в рамках лакановской теории "символического"*. Лакан опирался, главным образом, на тексты Фрейда о «Человеке с волками», где было показано, что те или иные моменты восприятия первосцены получают свое истолкование и осмысление лишь в результате "последействия"*. При первом своем травматическом опыте полуторагодовалый малыш еще не мог построить теорию кастрации на основе такого факта, как отсутствие пениса у матери:" Он отверг (verwarf) [кастрацию] и остался на точке зрения анального коитуса [...]. Это не предполагало никакого суждения о том, имела ли место кастрация, — будто ее просто не существовало" (3с). В ряде фрейдовских текстов вопрос о том, что именно отвергается (verworfen) или же не признается (verleugnet) в тот момент, когда ребенок отказывается признать кастрацию, остается нерешенным. Если это кастрация как таковая (3d), то речь идет, по сути, об отвержении теоретического истолкования, а не просто о восприятии. Если же отвергается "отсутствие пениса" у женщины, вряд ли можно говорить об отрицании "восприятия", поскольку отсутствие может восприниматься как факт, лишь будучи связано с возможностью присутствия. Лакановский подход позволил решить эти проблемы. Опираясь на текст Фрейда "Отрицание" (Die Verneinung, 1925), Лакан определил отвержение через "первичный процесс" (10), предполагающий два взаимодополнительных действия: Einbeziehung ins Ich (приятие внутрь) и Ausstossung aus dem Ich (выталкивание вовне). Первое действие Лакан называет также "символизацией" или "первичным" полаганием (Bejahung). Второе действие "...строит область реального как такового, существующую и за пределами символизации". Отвержение заключается тогда в отказе от символизации того, что ей подлежит (кастрация): это — "символическое упразднение". Отсюда лакановская характеристика галлюцинации (передающая на его языке суть приведенного выше отрывка из Фрейда): "...то, что было отвергнуто в символическом, вновь появляется в реальном". Впоследствии, в статье "О вопросе, предваряющем любое возможное лечение психоза" (11), Жак Лакан развил понятие отвержения с помощью лингвистических представлений. (1) Ср., например: Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. G.W., V, 128; S.E., VII, 227; франц., 137. (2) Freud (S.). a) G.W., I, 72; S.E., III, 58. — b) G.W., I, 73; S.E., III, 59. (3) Freud (S.). Aus der Geschichte einer infantilen Neurose, 1918. — a) G.W., XII, 117; S.E., XVII, 85; франц., 389. — b) Cf. G.W., XII, 49; S.E., XVII, 25; франц. 339. — с) G.W., XII, 117; S.E., XVII, 85; франц., 389. — d) Cf. G.W., XII, 117; S.E., XVII, 85; франц., 389. (4) Freud (S.). Psychoanalytische Bemerkungen uber einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia, 1911. — a) Cf. G.W., VIII, 308; S.E., XII, 71; франц., 315. — b) G.W., VIII, 308; S.E., XII, 71; франц., 315. — с) G.W., VIII, 307; S.E., XII, 70; франц., 314. (5) Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. G.W., X, 31; S.E., XIV, 203; франц., 159. (6) Cf. Freud (S.). Der Realitatsverlust bei Neurose und Psychose, 1924. G.W., XIII, 363—368; S.E., XIX, 183—187. (7) Ср., например: Freud (S.). Fetischismus, 1927. G.W., XIV, 310—317; S.E., XXI, 152—157. (8) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. — a) Cf. G.W., XVII, 132 sqq.; S.E., XXIII, 201 sqq.; франц., 77 sqq. — b) G.W., XVII, 135; S.E., XXIII, 204; франц., 80—81. (9) Freud (S.). Neurose und Psychose, 1924. G.W., XIII, 389; S.E., XIX, 150—151. (10) Lacan (J.). Reponse au commentaire de Jean Hyppolite sur la "Verneinung" de Freud. In: La Psychanalyse, Paris, P.U.F., I, 46. (11) Lacan (J.). In: La Psychanalyse, Paris, P.U.F., IV, 1—50. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|