|
Остатки дневных впечатлений; day's residuesКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1614Остатки дневных впечатлений Нем.: Tagesreste. — Франц.: restes diurnes. — Англ.: day's residues. — Исп.: restos diurnos. — Итал.: resti diurni. — Португ.: restos diurnos. • В психоаналитической теории сна —те впечатления предшествующего дня, которые обнаруживаются в рассказе о сновидении и в свободных ассоциациях сновидца, будучи более или менее тесно связаны с бессознательными желаниями, исполняемыми во сне. Целый ряд промежуточных звеньев опосредует два крайних случая. В первом случае тот или иной "остаток дня" представляется мотивированным, по крайней мере, поначалу, какой-то заботой или желанием предыдущего дня; во втором — остатки дня кажутся несущественными, выбранными лишь в силу их ассоциативной связи с желанием, проявившимся во сне. • Согласно традиционной точке зрения, подробно обсуждаемой в главе I "Толкования сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) большинство снов основано на жизненных впечатлениях предыдущего дня. Однако, как отмечает ряд авторов, воспроизводимые во сне обрывки дневных впечатлений не всегда представляют собой нечто важное или интересное; напротив, они касаются, на первый взгляд, несущественных подробностей. Фрейд использует все эти факты, придавая им новое значение; он включает их в свою теорию, где сон выступает как исполнение бессознательного желания. По Фрейду, природа и функции остатков дневных впечатлений лучше всего выявляются в связи с основным тезисом, согласно которому энергия сновидения проистекает из бессознательного желания. Во сне могут вновь возникнуть — как правило, в смещенном и символическом виде — желания и заботы, поглощавшие субъекта днем. Остатки дневных впечатлений, как и любые сновидные мысли*, подчиняются механизмам работы сновидения. Знаменитая фрейдовская метафора представляет остатки дневных впечатлений как "организатора" и побуждающую силу сновидения (аналогичную роль могут играть во сне и телесные впечатления). Однако и в этом случае содержание сновидения может быть объяснено только вмешательством бессознательного желания, обусловившего определенную силу влечений (Triebkraft), или «капитал». "Я думаю, что сознательное желание порождает сновидение лишь в том случае, если оно способно возбудить связанное с ним и усиливающее его бессознательное желание" (1а). В принципе отношение между остатками дневных впечатлений и бессознательным желанием может вообще не опосредоваться никакими действительными заботами, и тогда эти остатки выступают лишь как элементы, знаки бессознательного желания. В таком случае произвольность их выбора всего очевиднее. Какова же тогда их роль? Ее можно определить так: а) при выборе тех или иных элементов во сне работает цензура. Однако под покровом кажущейся незначимости впечатлений могут выражаться вытесненные содержания; б) остатки дневных впечатлений легче согласуются с бессознательным желанием, нежели воспоминания, сопряженные с определенными интересами и уже включенные в развитые комплексы ассоциаций; в) с точки зрения Фрейда, их достоинство — актуальность: чтобы показать присутствие во сне свежего материала, он прибегает к понятию "трансфер"*: "Участвуя в образовании сновидений, остатки дневных впечатлений [...] не только заимствуют нечто у Бсз, а именно, силу влечения, подвластную вытесненному желанию, но и дают бессознательному нечто необходимое, например, зацепку для установления трансфера" (1b). Эта роль актуального опыта подкрепляется тем фактом, что во сне мы чаще всего сталкиваемся с остатками впечатлений непосредственно предшествующего дня. (1) Freud (S.). a) G.W, II—III, 558; S.E, V, 553; франц., 454. — b) G.W, II—III, 569; S.E., V, 564; франц., 462. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|