|
Оно; idКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1738Оно Нем.: Es.— Франц.: са. — Англ.: id. — Исп.: ello. — Итал.: es. — Португ.: id. • Одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его второй теории психического аппарата. Оно — это полюс влечений в личности; его содержания, связанные с психическим выражением влечений, бессознательны: они являются, с одной стороны, врожденными и наследуемыми, с другой — вытесненными и приобретенными. С точки зрения экономики, Оно — это первичный резервуар психической энергии; с точки зрения динамики, Оно находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые, с точки зрения генетической, возникают, отпочковываясь из него. • Это понятие используется Фрейдом в "Я и Оно" (a) (Das Ich und das Es, 1923). Фрейд заимствовал его у Георга Гроддека (б) и ссылался на Ницше, который видел в Оно "...все, что есть в человеческом существе безличного и, так сказать, природно-необходимого" (1а). Само слово «Оно» привлекало внимание Фрейда как иллюстрация мысли Гроддека: «...то, что мы называем нашим Я, ведет себя в жизни совершенно пассивно, а зато внутри нас живут неизвестные и неподвластные нам силы» (1b, в); это видно из обычных выражений пациентов: "это было сильнее меня" или "это внезапно пришло мне в голову" и пр. (2). Слово Оно появляется при пересмотре фрейдовской топики* в 1920—1923 гг. Позиция Оно во второй топике примерно соответствует бессознательному* (Бсз) в первой, однако здесь есть и ряд различий. 1) Если оставить в стороне ряд филогенетически приобретаемых схем и содержаний, бессознательное из первой топики совпадает с "вытесненным". В "Я и Оно" (глава I), напротив, Фрейд подчеркивает, что вытесняющая инстанция (Я) и его защитные действия тоже большей частью бессознательны. Следовательно, понятие Оно отныне обозначает те самые содержания, которые ранее обозначались понятием Бсз, хотя и не все бессознательное психическое целиком. 2) Переосмысление теории влечений и развитие понятия Я потребовали нового различения. Невротический конфликт поначалу определялся через противопоставление сексуальных влечений влечениям Я, причем именно последние были главной силой, побуждающей к защите (см.: Конфликт). С 1920—1923 гг. группа влечений Я потеряла свою независимую роль и была включена в более широкое противопоставление — влечения к жизни — влечения к смерти. Тем самым Я перестало определяться особым типом энергии влечений, а новая инстанция Оно предстала как изначальное вместилище двух типов влечений. Короче говоря, та инстанция, против которой направлена защита, определяется уже не как полюс бессознательного, но как полюс влечений в личности. Именно в этом смысле Оно выступает как "большой резервуар" либидо (г) и шире — энергии влечений (1с, Id). Используемая Я энергия черпается из этого общего источника и используется, прежде всего, в виде "десексуализованной и сублимированной" энергии. 3) Границы между этой новой инстанцией и другими инстанциями, а также областью биологии определяются иначе, причем в целом менее строго, чем в первой топике: а) граница с Я проведена менее четко, чем бывшая граница между Бсз и Псз — Сз, представленная цензурой: "Я не отделено четко от Оно и соединяется с ним изнутри. Однако вытесненное также сливается с Оно, будучи его частью. Вытесненное отделяется от Я лишь вследствие связанных с вытеснением сопротивлений и может общаться с Я через Оно" (1е). Это совпадение Оно с инстанцией вытеснения связано у Фрейда, прежде всего, с представлением о возникновении этой инстанции, а именно: Я—это "...часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему "восприятие —сознание"" (1f); б) точно так же и Сверх-Я нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и "погружена в Оно" (За); в) наконец, граница между Оно и биологическим субстратом влечения менее ясна, чем его граница с бессознательным и с источником влечения: дальняя граница Оно "открыта телесным воздействиям" (Зb). Мысль о "записи" влечения, удостоверяемой самим понятием "репрезентатора", явно не отвергается, но и не подтверждается вновь. 4) Следует ли считать Оно особым способом организации или своего рода внутренней структурой? Фрейд считал, что Оно — это "хаос": "Оно наполняется энергией, получая ее из влечений, но лишено организации и не порождает единой воли..." (Зс). Оно определяется чисто отрицательными признаками — как то, что противостоит способу организации, свойственному Я. Однако Фрейд переносит на Оно большинство признаков, определявших в первой топике систему бессознательного: этот особый способ организации характеризуется воздействием первичного процесса, структурой, основанной на комплексах, многоуровневым наслоением разновременно возникших влечений и пр. Подобно этому, и новое противопоставление влечений к жизни* и влеченй к смерти* показывает, что влечения образуют диалектические оппозиции. Отсутствие внутренней организации в Оно, однако, лишь относительно: речь идет об отсутствии отношений, свойственных Я. Это отсутствие организации выражается, прежде всего, в том, что "противонаправленные влечения существуют бок-о-бок, не упраздняя и не ослабляя друг друга" (3d). Как подчеркивал Д. Лагаш, более всего характерно для Оно отсутствие единого субъекта, обозначаемое у Фрейда местоимением среднего рода (4). 5) В конечном счете, лучше всего помогает понять переход от бессознательного первой топики к Оно второй топики различие обстоятельств и условий их возникновения. Бессознательное происходит из вытесненного, которое в обоих смыслах — историческом и мифическом — вводит в психику радикальный разрыв между системами бессознательного и предсознательного — сознания. Введение второй топики лишает этот момент разделения инстанций основополагающего характера. Происхождение различных инстанций рассматривается скорее как постепенно нарастающее расчленение, как возникновение различных систем. Отсюда — забота Фрейда о преемственности на том пути, который ведет от биологической потребности к Оно и от Оно к Я, а также к Сверх-Я. Именно в этом смысле новая фрейдовская концепция психического аппарата столь легко (во всяком случае, легче, чем первая) допускает "биологические" и "натуралистические" истолкования. а) [...]. б) Гроддек — немецкий врач, близкий к психоаналитическим кругам; он написал рад работ, вдохновленных идеями Фрейда, прежде всего это "Книга об Оно" (Das Buch vom Es: psychoanalytische Briefe an eine Freundin, 1923). в) Гроддек так описывал свое понимание Оно: "Я считаю, что человек одушевлен Неизвестным, чудесной силой, управляющей одновременно и его поступками, и событиями его жизни. Высказывание "я живу" верно лишь в условном смысле, оно выражает лишь малую и поверхностную часть фундаментального принципа: "В человеке живет Оно"" (5). г) Читатель узнает много полезного об этом из комментариев составителей Standard Edition (S.E., XIX, 63—66). (1) Freud (S.). a) G.W, XIII, 251, n. 2; S.E., XIX, 23, n. 3; франц., 177, n.2. — b) G.W, XIII, 251; S.E., XIX, 23; франц., 177. — с) Cf. G.W., XIII, 258, n.; S.E., XIX, 30, n. 1; франц., 185, n. l. — d) Cf. G.W., XIII, 275; S.E., XIX, 46; франц., 202. — e) G.W., XIII, 251—252; S.E., XIX, 24; франц., 178. — f) G.W., XIII, 252; S.E., XIX, 25; франц., 179. (2) Freud (S.). Die Frage der Laienanalyse, 1926. G.W., XIV, 222; S.E., XX, 195; франц., 140. (3) Freud (S.). Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932. — a) G.W., XV, 85; S.E., XXII, 79; франц., 109. — b) G.W., XV, 80; S.E., XXII, 73-74; франц., 103. — с) G.W., XV, 80; S.E., XXII, 73—74; франц., 103. — d) G.W., XV, 80; S.E., XXII, 73—74; франц., 103. (4) Cf. Lagache (D.). La psychanalyse et la structure de la personnalite. In: Psychanalyse, P.U.F, 1961, VI, 21. (5) Groddeck (G.). Das Buch vom Es, 1923. Нем., 10—11; франц., 20. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|