Объектное отношение; object-relationship или object-relatio

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1506



Объектное отношение

Нем.: Objektbeziehung. — Франц.: relation d'objet. — Англ.: object-relationship или object-relation. — Исп.: relacion de objeto или objetal. — Итал.: relazione oggetale. — Португ.: relacao de objeto или objetal.

• В современном психоанализе — отношение субъекта к миру как сложный и цельный итог определенной организации личности, как результат определенного восприятия объектов, в той или иной мере связаиного с фантазированием, и выбираемых способов защиты.

Можно говорить об объектных отношениях применительно к тому или иному субъекту, к тем или иным стадиям развития (например, объектные отношения орального типа) или к психопатологическим явлениям (например, объектное отношение меланхолического тина).

• Понятие "объектное отношение" изредка встречается у Фрейда (1) и потому нельзя считать, будто Фрейду оно неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что частью его концептуального аппарата оно не является.

В 30-е годы роль понятия объектного отношения в психоаналитической литературе возрастает: в наши дни оно служит основой многих теорий. Как неоднократно подчёркивал Д. Лагаш, этот сдвиг затрагивает всю историю идей, а не один только психоанализ: речь идет о том, чтобы изучать не организм сам по себе, но его взаимодействия со средой (2). М. Балинт утверждал, что между совокупностью приемов психоанализа, основанных на общении, на межличностных отношениях, и его теорией, по-прежнему остающейся, по Рикману, "психологией индивидуального организма", существует разрыв. Согласно Балинту, который уже в 1935 г. требовал уделять больше внимания становлению объектных отношений, все термины и понятия психоанализа, за исключением понятий объекта и объектного отношения, относятся к отдельному изолированному индивиду (3). В русле того же подхода Р. Шпитц отметил, что, за исключением отрывка из "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), где обсуждаются взаимоотношения между матерью и ребенком, Фрейд всегда рассматривает либидинальный объект лишь с точки зрения субъекта (нагрузки, выбор объекта и т.д.) (4).

Возрастание роли понятия "объектное отношение" привело к значительным переменам в области психоаналитической клиники, техники и генетики. Здесь мы не сможем подвести даже краткие итоги происшедших изменений. Ограничимся уточнением значения терминов, а также попыткой определить, хотя бы в общих чертах, чем отличается современное употребление понятия "объектное отношение" от его фрейдовского применения.

I. Само выражение "объектное отношение" может сбить с толку читателя, не знакомого с психоаналитическими текстами. Слово "объект" здесь следует понимать особым образом — так, как оно понимается в психоанализе (ср. такие выражения, как "выбор объекта", "любовь к объекту"; впрочем, как мы увидим далее, предлог "к", отрывающий субъект от объекта, здесь не подходит). Человек, на которого направлены влечения, рассматривается здесь как объект, и в этом нет ничего уничижительного: это не означает отрицания его субъектных качеств.

"Отношение" здесь понимается скорее как взаимозависимость т. е. речь идет не только о том, как субъект строит свои объекты, но и о том, как эти объекты формируют его деятельность. Концепция М. Кляйн и ее сторонников усиливают эту мысль: объекты (проецируемые, интроецируемые) в буквальном смысле воздействуют на субъекта как его преследователи, благодетели и т.п. (см.: "Хороший" объект, "плохой" объект).

Говоря об "объектном отношении", а не об отношении к объекту, мы стремимся подчеркнуть этот момент взаимодействия. В противном случае окажется, что объект или объекты существуют еще до того, как субъект вступает с ними в отношения, или же что субъект существует до того, как начинают существовать объекты.

II. Как соотносится теория Фрейда с современным понятием объектного отношения?

Анализируя понятие влечения, Фрейд, как известно, выделял его отдельные моменты — источник, объект и цель, источник — это та область или орган, в котором возникает сексуальное возбуждение. При этом Фрейд подчеркивал значение источника влечения, называя различные стадии либидинальной эволюции именем преобладающей в данный момент развития эрогенной зоны. Что же касается цели и объекта, то их разграничение сохранилось на протяжении всего творчества Фрейда. Так, в 'Трех очерках" он исследовал отклонения от цели (например, садизм) и отклонения от объекта (например, гомосексуальность), а во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) отличал преобразования влечений в связи с изменением цели от соответствующих преобразований в связи с изменением объекта.

В основе этого различия — представление о том, что цель влечений обусловлена определенным типом частичного влечения и, в конечном счете, его телесным источником. Например, инкорпорация, поглощение — это способ поведения, обусловленный оральным влечением, которое может смещаться (со рта на другие части тела), превращаться в свою противоположность (пожирать — быть пожираемым), подвергаться сублимации и т.д., однако его пластичность не безгранична. Что же касается объекта, то тут Фрейд нередко подчеркивает его случайность, причем в двух взаимодополняющих смыслах:

а) в первом случае от объекта требуется лишь быть средством удовлетворения желания. В этом смысле такие объекты относительно взаимозаменяемы: например, на оральной стадии значимость любого объекта определяется тем, можно ли его съесть;

б) во втором случае, однако, история субъекта приводит к столь сильной индивидуализации объекта, что лишь один-единственный объект или его замена, обладающая качествами оригинала, могут принести удовлетворение.

Таким образом, становится понятно, как Фрейд может одновременно утверждать, что объект есть "самый переменчивый момент влечения" (5а) и что "... найти объект, собственно говоря, значит: найти его заново (6).

Разграничения между источником, объектом и целью, которые определяют для Фрейда общие рамки мыслительной работы, становятся более гибкими, когда речь идет о жизни влечений.

Когда мы говорим, что на определенном этапе общее отношение человека к объектам обусловлено особенностями функционирования какого-либо органа тела (например, рта), это означает, что данное отношение (поглощение) становится прообразом всех других видов деятельности субъекта — телесных или иных, которые отныне могут приобретать оральное значение. Между объектом и целью также существуют многообразные отношения. Изменения цели влечений обусловлены диалектикой, в которой объект играет важную роль; в особенности при садомазохизме и вуайеризме — эксгибиционизме: "...обращение субъекта на себя [изменение объекта] и перемена отношения с активного на пассивное [изменение цели] соединяются или сливаются" (5b). Сублимация* — еще один пример такой соотнесенности между объектом и целью.

Наконец, Фрейду удалось связать типы характера с типами отношения к объекту (7) и показать в своих клинических работах, каким образом одна и та же проблематика может раскрываться во внешне различных видах деятельности одного и того же индивида.

III. А теперь спросим себя: что нового дают постфрейдовские концепции объектного отношения? Ответить на этот вопрос нелегко, так как эти концепции весьма различны и их обобщение было бы натяжкой. Ограничимся здесь следующими замечаниями по этому поводу.

1) Хотя понятие объектного отношения в наши дни используется, казалось бы, независимо от фрейдовской теории влечений, оно все же предполагает некоторые внутренние изменения и в самой этой теории.

Источник влечения — если понимать его как органический субстрат — явно отходит на задний план; напротив, его значение прообраза, признаваемое уже Фрейдом, усиливается. Следовательно, сексуальное удовлетворение в определенной эрогенной зоне перестает быть целью: само это понятие уничтожается понятием отношения. Например, при "оральном объектном отношении" основной интерес вызывают различные перипетии поглощения, а также те пути и способы, посредством которых оно приобретает особый смысл и становится главным стимулом к фантазированию среди всех других возможных отношений субъекта к миру. Что же касается объекта, то многие современные аналитики не признают ни его многообразия в связи с искомым удовлетворением, ни его единственности — в связи с его включением в индивидуальную историю субъекта: они скорее склонны строить концепии типичного объекта для каждого вида отношений (ср. оральный, анальный и другие объекты).

2) Поиск типического на этом не заканчивается. По сути, в объектном отношении этого типа представлена не только жизнь влечений, но и соответствующие механизмы защиты, степень развития Я, его структура и т.д., поскольку все это также характеризует данное объектное отношение (а). Таким образом, понятие объектного отношения есть одновременно и нечто объемлющее («холистское») и нечто типическое в эволюции личности.

Кстати, термин "стадия" все чаще заменяется теперь понятием объектного отношения. Такой сдвиг свидетельствует о том, что в любом субъекте соединяются или чередуются различные типы объектного отношения. Напротив, говорить о сосуществовании различных этапов было бы нелогично.

3) Поскольку понятие объектного отношения, по определению, выделяет те отношения, из которых сплетается жизнь субъекта, то возникает опасность увидеть существенное лишь в реальных отношениях субъекта с его окружением. Психоаналитик обязан отказаться от этой ложной трактовки: ведь он должен изучать объектное отношение прежде всего на уровне фантазий, хотя, конечно, и фантазии могут менять наше восприятие реальности и направленные на нее действия.

а) Конечно, Фрейд признавал и другие линии эволюции, помимо этапов либидинального развития, однако, по сути, он никогда не изучал их соотношения или, скорее, допускал возможность несогласованности между ними (см.: Стадия).

(1) Ср., например: Freud (S.). Trauer und Melahcholie, 1917. G.W., X, 435; S.E., XIV, 249; франц., 202.

(2) Cf. Lagache (D.). La psychanalyse. Evolution, tendances et problemes actuels. In: Cahiers d'actualute et de synthese de l’Encyclopedie francaise permanente. Supplement au vol.VIII, 23—34.

(3) Cf. Balint (M.). Critical Notes on the Theory of the Pregenital Organisations of the Libido, 1935. Passim. А также: Changing Therapeutical Aims and Technigues in: Psycho-Analysis, 1949. In: Primary Love and psychoanalytic technique, London, Hogarth Press, 1952.

(4) Cf. Spitz (R.A.). La premiere annee de la vie de l'enfant. — Genese des premieres relations objectales, Paris, P.U.F., 1958.

(5) Freud (S.). a) G.W., X, 215; S.E., XIV, 122; франц., 35. — b) G.W., X, 220; S.E., XIV, 127; франц., 44.

(6) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. G.W., V, 123; S.E., VII, 222; франц., 132.

(7) Ср., например: Freud (S.). Charakter und Analerotik, 1908. G.W., VII, 203-209; S.E., IX, 169—75.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Идеализация; idealisacion
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Интериоризация
  • Объект частичный; part-object
  • Объект частичный; part-object
  • Цель (влечения); aim (instinctual aim)
  • Объект; object
  • Примыкание; anaclisis
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Влечение частичное
  • Влечение к агрессии
  • Анаклитический
  • Автоэротизм
  • Парт-объект; Part-object; Partialobjekt
  • Влечения к самосохранению
  • Расщепление объекта; splitting of the object
  • Догенитальный; pregenital
  • Объект переходный; objeto transicional
  • Стадия оральная; oral stage
  • Амбивалентность
  • Давление (влечений); pressure
  • (Само) отождествление первичное; primary identification
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • "Хороший" объект, "плохой" объект; "good" object, "bad" object
  • Воображаемое; imaginary
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Аллоэротизм
  • Влечение к разрушению
  • Активность—пассивность
  • Стадия анально-садическая; anal-sadistic stage
  • Доэдипов; preoedipal
  • Фрустрация; frustration
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Бегство в болезнь
  • Объект; object
  • Влечение
  • Нежность; tenderness
  • Стадия либидинальная; libidinal stage (или phase)
  • Бисексуальность
  • Каннибалический; cannibalistic
  • Автопластический — аллопластический; autoplastique — alloplastique
  • Интериоризация; internalization
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Возврат вытесненного
  • Импульс влечения; instinctual impulse



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь