|
Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the oppositeКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3839Обращение (влечения) в свою противоположность Нем.: Verkehrung ins Gegenteil. — Франц.: Renversement (d'une pulsion) dans le contraire. — Англ.: reversal into the opposite. — Исп.: transformacion en lo contrario. — Итал.: conversione nell'opposto. — Португ.: interversao do impulse или da pulsao. • Процесс, при котором цель влечения преобразуется в свою противоположность, а пассивность сменяется активностью. • Во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) Фрейд упоминает обращение в свою противоположность и обращение на себя среди других "судеб влечений", наряду с вытеснением и сублимацией. Он подчеркивает, что эти процессы (один сосредоточен, прежде всего, на цели, другой — на объекте), по сути, столь тесно связаны друг с другом (это видно на двух главных примерах: садизма — мазохизма и вуайеризма — эксгибиционизма), что рассматривать их порознь невозможно. Обращение садизма в мазохизм предполагает одновременно переход от активности к пассивности и перемену ролей между тем, кто доставляет другому страдания, и тем, кто сам страдает. Этот процесс может остановиться на полпути, когда происходит обращение на себя (изменение объекта), но действие при этом становится не пассивньм, но лишь возвратным (принести страдание самому себе). При мазохизме в его окончательной форме осуществляется переход к пассивности, "…чужой человек становится новым объектом, призванным (в связи с переменой цели влечения) принять на себя роль субъекта" (1а). Подобное преобразование немыслимо без деятельности воображения: именно в воображении происходит перенос влечения на другого субъекта. Оба эти процесса могут, конечно, осуществляться и в противоположном направлении — как преобразование пассивности в активность, обращение не на себя, а на другого: "...принципиальной разницы между устремлением влечения от объекта к Я или от Я к объекту нет" (2). Возникает вопрос: нельзя ли назвать возврат либидо от внешнего объекта к Я ("Я-либидо*, или нарциссическое либидо) "возвратом к себе"? Фрейд, заметим, предпочитал в данном случае говорить об "устремлении либидо на (или в) Я". Наряду с обращением активности в пассивность как переменой способа или "формы" деятельности, Фрейд рассматривал также преобразование "содержания" —"материальное" превращение любви в ненависть. Однако он считал возможным говорить здесь об обращении лишь в чисто описательном смысле, поскольку, по сути, понять любовь и ненависть как различные судьбы одного и того же влечения невозможно. Как в первой (1b), так и во второй (3) теории влечений Фрейд возводит их к разным источникам. Анна Фрейд рассматривала обращение в свою противоположность и обращение на себя наряду с другими механизмами защиты и считала эти защитные процессы самыми древними (4). (См.: (Само)отождествление с агрессором). В некоторых фрейдовских текстах можно найти доводы в пользу этого мнения. (1) Freud (S.). a) G.W., X. 220; S.E, XIV, 127; франц., 44. — b) Cf. G.W, X, 225 sqq.; S.E..XIV, 133 sq; франц., 53 sq. — с) Cf. G.W., X, 219; S.E., XIV, 126—127; франц., 42—43. (2) Freud (S.). Jenseits des Lustprinzips, 1920. G.W., XIII, 59; S.E., XVIII, 54; франц., 63. (3) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 59; S.E., XVIII, 54; франц., 63. (4) СF. Freud (A.). Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936. Нем., 41; франц., Paris, P.U.F., 1949, 45. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|