|
Образование реактивное; reaction-formationКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2056Образование реактивное Нем.: Reaktionsbildung. — Франц.: formation reactionnelle. — Англ.: reaction-formation. — Исп.: formacion reactiva. — Итал.: formazione reattiva. — Португ.: formacao reattiva или de reacao. • Психологическая установка или привычка, представляющая собой нечто противоположное вытесненному желанию, реакцию на него (например, стыд в противоположность эксгибиционистским наклонностям). • Уже в самых первых описаниях невроза навязчивости Фрейд выявил особый психический механизм, роль которого заключается в борьбе с мучительным представлением и подмене его "первичным симптомом защиты" или же "противосимптомом". Симптомы такого рода — щепетильность, стыдливость, недоверие к себе — противоречат детской сексуальной активности субъекта в период так называемого "инфантильного имморализма". Речь в данном случае идет об "успешной защите", поскольку внутренние моменты конфликта, сексуальные представления, а также связанные с ними самоупреки — все это исключено из сознания, уступив место доведенным до крайности моральным добродетелям (1). Впоследствии, при изучении клинической картины невроза навязчивости, психоанализ лишь подтвердил значение подобных защит, одно название которых ("реактивные") подчеркивает их прямую противоположность исполнению желания, как с точки зрения значения, так и с точки зрения экономики и динамики. При неврозе навязчивости реактивные образования воплощаются в тех или иных чертах характера, изменениях Я. Возникающие при этом системы защиты скрывают специфику представлений или фантазмов, участвующих в конфликте: так, субъект проявляет жалость к живым существам вообще, бессознательно направляя свою агрессивность против тех или иных конкретных людей. Реактивное образование — это постоянная противонагрузка. "Субъект, у которого сложились реактивные образования, не испытывает потребности в защите от возможной угрозы влечений; структуры его личности уже претерпели определенные изменения и теперь функционируют так, как если бы эта опасность существовала всегда; он постоянно готов к опасности, когда бы она ни возникла" (2). Реактивные образования особенно очевидны в "анальном характере" (см.: Невроз характера). Механизм реактивных образований встречается не только при неврозах навязчивости, но и при истерии. Однако, "в отличие от реактивных образований при неврозе навязчивости, при истерии эти образования не воплощаются в чертах характера и затрагивают лишь отдельные аспекты поведения. Например, женщина-истеричка, которая с подчеркнутой нежностью обращается со своими детьми, в глубине души их ненавидя, не становится от этого ни более способной любить, чем другие женщины, ни более нежной к другим детям" (За). * Само это выражение — "реактивное образование" — предполагает сопоставление его с другими способами образования симптома*: образованием замещений* и образованием компромиссов*. В теории разграничить их несложно: при образовании компромисса исполнение вытесненного желания всегда сосуществует с защитным действием (ср. невроз навязчивых состояний), а при реактивном образовании отчетливо виден лишь момент борьбы с влечением (она может, например, проявляться в виде преувеличенного стремления к чистоте, маскирующего анальный эротизм). Однако все это лишь абстрактные модели данного механизма, а фактически же в каждом конкретном реактивном образовании проявляется влечение, от которого субъект пытается защититься. С одной стороны, влечение внезапно вторгается в деятельность субъекта в разные моменты и в разных областях: именно очевидные промахи — по контрасту с жесткостью установок данного субъекта — позволяют приписать той или иной черте его личности значение симптома. С другой стороны, крайние формы упражнений в добродетели в какой-то мере удовлетворяют прямо противоположное влечение, проникающее, в конечном счете, и в систему защиты. Разве домохозяйка, одержимая чистотой, не сосредоточена целиком на пыли и грязи? Разве юрист, который с крайней придирчивостью блюдет равенство людей перед законом, не проявляет тем самым безразличие к реальным проблемам защиты тех, кто обратился к нему за помощью, и не потакает — под маской добродетели — своим садистским наклонностям? Углубляясь в проблему, мы замечаем связь между влечением и реактивным образованием как явным выражением конфликта (основанного на амбивалентности чувств) между двумя противонаправленными импульсами влечений: "…одно из этих чувств (обычно дружеское) при этом чрезвычайно усиливается, а другое — исчезает совсем" (Зb). Таким образом, реактивное образование — это способ, каким Я использует амбивалентность* чувств, свойственную влечениям. * Можно ли применять это понятие за рамками явной патологии? В "Трех очерках по теории сексуальности" (1905), где Фрейд ввел это понятие, речь шла о роли реактивных образований, формирующихся у каждого человека в течение долгого латентного периода: "...сексуальные возбуждения порождают противонаправленные силы (реактивные импульсы), которые, в целях эффективного подавления неудовольствия [связанного с сексуальной деятельностью], устанавливают психические преграды — отвращение, стыд, мораль" (4а). Тем самым Фрейд подчеркивал роль реактивных образований, наряду с сублимацией, в становлении человеческих характеров и добродетелей (4b). Вводя понятие Сверх-Я*, Фрейд отмечал, что в его возникновении важную роль играет механизм реактивных образований (5). (1) Cf. Freud (S.). Weitere Bemerkungen uber die Abwehr-Neuropsychosen, 1896. G.W., I, 386—387; S.E., III, 169—170. — Ср. также: Aus den Angangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 159—60; англ., 148—50; франц., 132—3. (2) Fenichel (O.). The Psychoanalytic Theory of Neurosis, Norton, N. Y., 1945. Англ., 151; франц., P.U.F., 1953, 187. (3) Freud (S.). Hemmung, Symptom und Angst, 1926. — a) G.W., XIV, 190; S.E., XX, 158; франц., 86. — b) G.W., XIV, 130; S.E., XX, 102; франц., 20. (4) Freud (S.). a) G.W., V, 79; S.E., VII, 178; франц., 71. — b) Cf. G.W., V, 140—1; S.E., VII, 238—239; франц., 156—157. (5) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. Cf. G.W., XIII, 262—263; S.E., XIX, 34—35; франц., 189—90. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|