Нагрузка; cathexis

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1381



Нагрузка

Нем.: Besetzung. — Франц.: investissement. — Англ.: cathexis. — Исп.: carga. — Итал.: carica или investimento. — Португ.: carga или investimento.

Экономическое понятие: приложение некоторой психической энергии к представлению или группе представлений, к части тела, к предмету и пр.

• На французский язык принято переводить Besetzung как "investissement" (иногда — "occupation"). По этому поводу необходимо отметить следующее. Немецкий глагол besetzen имеет много значений, среди которых — занятие места или в военном смысле — оккупация города, страны (франц. оссuрег). По-французски слово investissement означает, с одной стороны, в языке военного дела, факт окружения, оцепления (а вовсе не занятия) места, а в финансовом языке — вложение капитала в предприятие (именно этот последний смысл теперь преобладает в обыденном языковом сознании). Таким образом, немецкий и французский термины не вполне соответствуют друг другу: французский термин побуждает к сопоставлению "экономики" во фрейдовском смысле с тем, о чем идет речь в собственно экономической науке.

*

Термин Besetzung употреблялся Фрейдом постоянно, хотя его значение и роль менялись на различных этапах фрейдовской мысли.

Он появился в 1895 г. в "Исследованиях истерии" [Studien uber Hysterie] и в "Наброске научной психологии" [Entwurf einer Psychologie], однако такие близкие ему понятия, как "сумма возбуждения", "аффективная ценность", употреблялись и раньше (1893,1894). Так, в предисловии к работе Бернгейма "Внушение и его терапевтическое применение" (Die Suggestion und ihre Heilwirkung, 1888—1889) Фрейд говорил о перемещении очагов возбудимости в нервной системе (Verschiebungen von Erregbarkeit im Nervensystem). Эта гипотеза имеет одновременно и клинические, и теоретические истоки.

С клинической точки зрения, лечение неврозов, особенно истерии, привело Фрейда к мысли о фундаментальном различии между "представлениями" и "квантом аффекта"* как нагрузкой этих представлений. Именно поэтому воспоминание о важном событии в истории пациента может восприниматься безразлично, а неприятный или даже мучительный опыт может связываться с вполне нейтральным событием, а вовсе не с тем, которое изначально породило неудовольствие (смещение, "ложная связь"). В "Очерках об истерии" Фрейд описывал процесс лечения как процесс восстановления связи между различными представлениями, а тем самым и восстановления отношения между воспоминанием о событии-травме и аффектом — процесс, в результате которого происходит аффективная разрядка (отреагирование). Вместе с тем исчезновение соматических симптомов при истерии совпадает с выявлением вытесненного аффективного опыта, и потому можно предположить, что возникновение симптома связано с превращением психической энергии в "энергию иннервации".

Все эти факты, в особенности, связанные с конверсией*, основаны на принципе сохранения нервной энергии, способной принимать различные формы. Эта концепция последовательно проводится в "Наброске научной психологии", где функционирование нервного аппарата представлено через энергетические изменения внутри нейронной системы. В этом тексте слово Besetzung обозначает как действие, связанное с нагрузкой или зарядом нейрона (или системы нейронов), так и его результат, т. е. величину этой энергетической нагрузки, в особенности — покоящейся энергии (1).

В дальнейшем Фрейд отказался от неврологических схем, связав понятие энергетической нагрузки с действием "психического аппарата"*. Так, в 'Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) показано распределение энергетической нагрузки между различными психическими системами. Так, система бессознательного основана на разрядке накопившегося возбуждения; система предсознания нацелена на торможение этого процесса, недопущение непосредственной разрядки и предполагает вложение небольших количеств энергии в деятельность мысли, направленной на изучение внешнего мира: "...я утверждаю, что в целях эффективности вторая система удерживает большую часть энергетической нагрузки в состоянии покоя и динамически использует лишь малую ее часть" (2а) (см.: Энергия свободная — Энергия связанная).

Во всяком случае, очевидно, что пересмотр тезисов "Наброска научной психологии" вовсе не означает, что Фрейд полностью отказался от понятия нервной энергии. "При серьезном подходе к этому вопросу, — отмечает Фрейд, — следовало бы искать физические аналогии, пролагая путь представлению движения как процесса возбуждения нейронов" (2b).

Разработка понятия влечения дает ответ на вопрос, не решенный в рамках экономических представлений "Толкования сновидений": энергетическая нагрузка есть не что иное, как энергия влечений, которая порождается внутренними источниками и постоянно побуждает психику к преобразованиям. Именно поэтому "либидинальная нагрузка" — это не что иное, как нагруженность энергией сексуальных влечений. Во второй теории психического аппарата источником всех нагрузок становится Оно — полюс влечений в личности. Из этого источника черпают энергию все другие психические инстанции.

*

Понятие нагрузки, как, впрочем, и большинство других экономических понятий, составляет часть концептуального аппарата Фрейда, но не получает строгой теоретической разработки.

Это относится и к тем понятиям, которые были заимствованы "молодым Фрейдом" у повлиявших на него нейрофизиологов (Брюкке, Мейнерт и пр.). Отсюда — затруднения читателя, который ищет у Фрейда ответа на ряд вопросов:

1) в самом употреблении понятия нагрузки есть двусмысленность, которая не устраняется психоаналитической теорией. Чаще всего оно имеет метафорический смысл, обозначая аналогию между работой психики и функционированием нервного аппарата, рассматриваемым с энергетической точки зрения.

Когда речь идет о нагрузке представления, психологические операции определяются в языке, упорно порождающем аналогию между физическим механизмом и психической нагруженностью (нагрузка нейрона или, например, энграммы). Напротив, когда речь идет о нагрузке объекта в противоположность нагрузке представления, понятие психического аппарата как закрытой системы, построенной по аналогии с нервной системой, уже не может служить нам опорой. Так, можно говорить о заряде представления, о том, что его судьба зависит от изменения этого заряда, тогда как нагрузка реального объекта, имеющего независимое существование, не может иметь такого "реалистического" смысла. Неясность обнаруживается и в таком понятии, как "интроверсия" (переход от нагрузки реального объекта к нагрузке воображаемого, внутрипсихического объекта): помыслить идею сохранения энергии при таком переносе довольно трудно.

Некоторым психоаналитикам кажется, что использование таких понятий, как "нагрузка", дает им, хотя бы в принципе, объективную гарантию связи между динамической психологией и нейрофизиологией. В самом деле, говоря о "нагрузке органа", "нагрузке перцептивного аппарата", мы думаем, будто этот нейрофизиологический язык обеспечивает переход от психоаналитических теорий к нейрофизиологическим. На самом же деле речь здесь идет не о переходе, а всего лишь о переносе нейрофизиологической теории на другую область.

2) Другая сложность возникает при попытках связать понятие нагрузки с понятиями фрейдовской топики. С одной стороны, считается, что любая энергетическая нагрузка порождается влечениями; с другой стороны, однако, говорят о том, что каждая психическая система имеет свою особую нагрузку. Эта трудность проявляется особенно ярко в случае так называемой бессознательной нагрузки. В самом деле, если считать, что эта нагрузка имеет либидинальную природу, она предстанет как сила, подталкивающая нагруженные энергией представления к осознанию и движению. Правда, Фрейд нередко говорит о бессознательной нагрузке как о связующей силе, присущей системе бессознательного и способной притягивать к нему представления: особенно велика роль этой силы в процессе вытеснения. Возникает впечатление, что термин «нагрузка» обозначает разнородные понятия (3).

3) Можно ли ограничить понятие нагрузки у Фрейда областью экономики? У Фрейда оно означает положительную нагрузку объекта или представления. Однако разве это понятие не имеет более широкого смысла на уровне описания и клинического опыта? В личном мире субъекта вещи и представления обладают значениями, упорядочивающими все поле восприятия и поведения. С одной стороны, эти значения могут быть столь различными, что даже помыслить возможность их взаимозаменяемости невозможно. С другой стороны, оказывается, что некоторые объекты, обладающие для субъекта значениями, оказываются носителями не положительной, а отрицательной нагрузки: например, объект страха (фобический объект) вовсе не лишен нагрузки – напротив, он сильно «нагружен» как то-чего-следует-избегать.

Иногда возникает желание отказаться от этого «экономического» языка и перевести фрейдовское понятие нагрузки в план феноменологии с ее излюбленными понятиями – интенциональности, объекта-ценности и пр. К тому же научный язык Фрейда подчас подкрепляет такую точку зрения. Например, в написанной по-французски статье «Некоторые соображения к сравнительному изучению двигательных параличей органического и истерического происхождения» (1893) Фрейд использует в качестве взаимозаменяемых такие выражения, как «квант аффекта» (Affektbetrag) и “аффективная ценность” (4). В других текстах “нагрузки” – это не столько определенные количества доступной измерению либидинальной энергии, сколько качественно различные аффективные побуждения: например, для младенца, лишенного матери, мать несет нагрузку его «томительного влечения» (Sehnsuchtbesetzung) (5).

*

Каковы бы ни были трудности, связанные с понятием нагрузки, психоаналитикам вряд ли можно без него обойтись при осмыслении клинических данных и оценке динамики анализа. Некоторые расстройства связаны с особым распределением энергии субъекта применительно к объектам и к самому себе. Вследствие этого, например, состояние скорби приводит к явному оскудению отношений субъекта с внешним миром, что, в свою очередь, объясняется сверхнагрузкой утраченного объекта, как если бы между различными нагрузками внешних и воображаемых объектов, собственного тела, Я и т.д. существовало подлинное энергетическое равновесие.

(1) Cf. Freud (S.). Нем., 382; англ., 358-359; франц., 318.

(2) Freud (S.). a) G.W., IIIII, 605; S.E., V, 599; франц., 489. — b) G.W., IIIII, 605; S.E., V, 599; франц., 489.

(3) Более подробное исследование этого вопроса см. в: Laplanche (J.) et Leclaire (S.). L’inconscient. In: Les Temps Modernes, 1961, n. 183, глава II.

(4) Cf. Freud (S.). G.W., I, 54; S.E., I, 171.

(5) Cf. Freud (S.). Hemmung, Symptom und Angst, 1926. G.W., XIV, 205; S.E., XX, 171; франц., 100.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Сверхнагрузка; hypercathexis
  • Разгрузка; withdrawal of cathexis
  • Интериоризация
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Инстанция; instancia
  • Аффект
  • Противонагрузка; anticathexis
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Влечение к агрессии
  • Аппарат психический
  • Противонагрузка; anticathexis
  • Иннервация
  • Квант аффекта; quota of affect
  • Давление (влечений); pressure
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Ассоциация
  • Влечение к разрушению
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Энергия свободная — энергия связанная; free energy — bound energy
  • Догенитальный; pregenital
  • Аллоэротизм
  • Конверсия; conversion
  • Анаклитический
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Желание; wish
  • Экономический (прил.), экономика; economic
  • Действие специфическое; specific action
  • Энергетическая нагрузка; cathectic energy
  • Репрезентация (-top) влечения (а)
  • Смещение; displacement
  • Бегство в болезнь
  • Пролагание пути; facilitation
  • Подсознательное, подсознание; subconscious, subconsciousness
  • Беспомощности (состояние)
  • Процесс первичный, процесс вторичный; primary process, secondary process
  • Принцип инерции (нейронной); principle of neuronic inertia
  • Опыт удовлетворения; experience of satisfaction
  • Испуг; fright
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Метапсихология; metapsychology
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Возврат вытесненного
  • Цензура; censorship
  • Представление; idea or presentation
  • Представление предметное, представление словесное; thing presentation, word presentation
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Влечения Я
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Представление как репрезентация [-top] [влечения]; ideational representative



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь