|
ЛибидоКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2022Либидо • Энергия, которую Фрейд считает подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон). У Юнга понятие "либидо" используется в расширенном смысле и означает "психическую энергию" как таковую, присутствующую во всем, что "устремляется к чему-либо" (лат. impetus). • Слово "либидо" означает по-латыни "желание". Фрейд утверждает, что заимствовал его у А. Молля (Untersuchungen uber die Libido sexualis, vol. I, 1898). Оно многократно встречается в письмах и рукописях, посланных Флиссу, — впервые в Рукописи Е, написанной, по-видимому, в июне 1894 г. Дать удовлетворительное определение либидо нелегко не только потому, что теория либидо развивалась параллельно с различными этапами теории влечений, но и потому, что само это понятие далеко не однозначно (а). Во всяком случае, Фрейд всегда подчеркивал две особенности влечений: 1) с точки зрения качественной, либидо, вопреки желанию Юнга, нельзя свести к психической энергии как таковой. Если эта энергия и может быть "десексуализирована", особенно при нарциссических нагрузках, то это лишь вторичный процесс, связанный с отказом от собственно сексуальной цели. Кроме того, либидо у Фрейда — это вовсе не все поле влечений целиком. Поначалу оно противопоставлялось влечениям к самосохранению. Но когда, в конечном счете, вся область влечений предстала у Фрейда как либидинальная по своей природе, тогда противопоставление сместилось, превратившись в противопоставление между влечениями либидо и влечениями к смерти. Юнговский монизм был чужд Фрейду, постоянно подчеркивавшему сексуальный характер влечения. 2) Либидо упрочивается как понятие количественное: оно "...позволяет измерять процессы и преобразования сексуального возбуждения" (1а). "Его возникновение, его возрастание и убывание, распределение и перемещение позволяют нам объяснять психосексуальные явления" (1b). Обе эти характеристики подчеркиваются в нижеследующем определении Фрейда: "Слово "либидо" взято из теории аффектов. Оно обозначает количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению) сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом "любовь" (2). Поскольку сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, либидо есть не что иное, как его психический аспект, или, иначе, "динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни" (3). В первых сочинениях Фрейда о неврозе страха* (1896) понятие "либидо" обозначало энергию, отличную от соматического сексуального возбуждения: нехватка психического либидо приводит к возрастанию напряжения на соматическом уровне и непосредственно, без всякой психической обработки, порождает симптомы. При "отсутствии некоторых психических условий" (4) внутреннее сексуальное возбуждение выходит из-под контроля; возникающее при этом напряжение не может плодотворно использоваться психикой, и между психическим и соматическим возникает разрыв, порождающий состояние тревоги. В первом издании "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) либидо, которое относится к любви так же, как голод к пищевому инстинкту, предстает как нечто подобное сексуальному желанию, нацеленному на удовлетворение, и позволяет проследить различные его превращения: правда, при этом речь идет лишь об объектном либидо, которое сосредоточивается, фиксируется на объектах или же оставляет их, переходя с одного объекта на другой. Поскольку сексуальное влечение осуществляет давление, Фрейд определяет либидо как энергию этого влечения. Именно этот количественный аспект преобладает и в более поздней "теории либидо" с ее опорой на понятия нарциссизма и Я-либидо. Понятие Я-либидо легло в основу обобщенной картины либидинальной экономии, которая включила в себя всю область взаимодействий между нагрузками и противонагрузками, приглушив тем самым субъективный смысл понятия "либидо"; Фрейд и сам считал, что теория либидо стала при этом отвлеченной и умозрительной. Быть может, вводя в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) понятие Эроса как основы влечений к жизни, как стремления организмов сохранять целостность живой субстанции и создавать новые единства, Фрейд стремился восстановить в этом биологическом мифе то субъективное, качественное измерение, которое поначалу было присуще понятию (либидо). а) Наиболее четкое изложение теории либидо в ее развитии мы находим в статье Libidotheorie (1922) и в главе XXVI "Лекций по введению в психоанализ" (Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1916—1917).
(1) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. — а) Отрывок, добавленный в 1915, G.W., V, 118; S.E., VII, 217; франц., 125. — b) G.W., V, 118; S.E., VII, 217; франц., 126. (2) Freud (S). Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921. G.W., XIII, 98; S.E., XVIII, 90; франц., 100. (3) Freud (S.). "Psychoanalyse" и "Libidotheorie", 1922. G.W., XIII, 220; S.E., XVIII, 244. (4) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 101; англ. 91; франц., 83. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|