|
Интропроекция Sch+-Категория: Словари и энциклопедии » Словарь судьбоаналитических терминов | Просмотров: 8127Sch9+- Интропроекция. Аутизм. Упрямое, инфантильное, аутистично-недисциплинированное Я. Эгоизм, эгоцентризм и физиологический нарциссизмом. У больных эта реакция указывает на нарцисстическое заболевание в том смысле, о котором говорил Фрейд, то есть здесь имеются в виду депрессия и аутистичная шизофрения с магическим мышлением, при которой спроецированные (-р) в Я притязания на обладание (+k) переходят границы разумного; С позиции эго-психологии бессознательный процесс при интропроекции заключается в том, что выкладываемые во внешний мир стремления (-р) присваиваются собственному Я (+k). Таким образом, если при тотальной проекции (Sch0-) стремления бессознательного направлены на объекты окружающего мира, то при интропроекции приемником и перехватчиком всех бессознательных стремлений Я является собственное Я. Но когда сфера Я одобряет и принимает в себя — эгоифицирует — все проецируемые ею притязания, то такое Я закономерно должно становиться аутистично-недисциплинированным, так как оно не склонно от чего-либо отказываться. Отсутствует отрицательная k-функция. По мнению Ойгена Блейлера, аутизм является особой формой поведения и мышления, при которой индивид выходит за пределы действительности и стремится к целям, которые внушаются ему исключительно его влечениями и чувствами. Аутизм превращает в «психическую реальность» даже то, что может явно противоречить реальной действительности и что может оказаться нелепым с точки зрения формальной логики. О. Блейлер считал, что посредством аутистического мышления человек осуществляет свои тайные желания, удовлетворяет свои скрытые потребности влечений и превращает в реальность все то, чего он боится. Когда фантазирует ребенок, мечтает взрослый человек, галлюцинирует и порождает бредовые идеи больной шизофренией или паранойей, когда писатель или коллективная душа народа создает сказки и мифы, а творческий дух — нечто невиданное прежде, прорывая традиционно воздвигнутые реалистические барьеры, — тогда мы говорим о них, что думают они аутично. Блейлер говорит: «Аутичное мышление превращает ребенка в генерала, а играющую с куклой девочку — в счастливую мать». Используя склонность к аутизму, религия осуществляет «наше страстное желание вечной жизни, справедливости и получения удовольствия без страданий». Благодаря аутизму в сказках и творчестве писателей проявляются наши комплексы. Погрузившемуся в мечты человеку аутизм показывает его тайные желания и опасения; а для больного человека аутизм создает новую действительность, которая становится для него реальнее всего того, что мы обычно называем реальностью. Аутизм делает больного счастливым, наделяя его манией величия, освобождая от любой ответственности. Если желания начинают осуждаться окружающими людьми, то больной видит причины не в своей собственной неполноценности, а в ненависти своих преследователей. Таким образом, аутизм освобождает мышление от ограничений, накладываемых реальностью. Аутизм устраняет необходимость быть прикованным к адаптации и учитывать последствия действий. Область расположения аутистичного мышления Блейлер очертил четырьмя сферами: 1. Аутичное мышление захватывает нас, когда имеющихся познаний становится недостаточно, но наше стремление к знаниям побуждает нас и дальше продолжать думать. Созидание мира и человека, цель жизни и предназначение человека, происхождение Бога, происхождение болезней, ход солнца и луны — все это вопросы, на которые может ответить только аутичное мышление. 2. Аутичное мышление появляется тогда, когда невозможно выносить существующую реальность. Человек «сбегает» в аутизм. Вот так и появляются невротические симптомы, бредовые идеи, реализация желаний в сновидениях, мечты и т. д. 3. Аутистическим характером наделены процессы в бессознательном. 4. В сновидениях здоровых людей и галлюцинациях больных шизофренией провалы заполняются аутистичным способом; провалы возникли в результате того, что действительность ослабила или прервала в определенных пунктах течение представлений. «Аутичная логика» влечений и аффектов помогает процессу ассоциации идти дальше. К этому пониманию аутично-недисциплинированного мышления и поведения мы, опираясь на экспериментальный анализ Я, должны прибавить следующее: • «аутичным» мы называем только захождение за границы власти обладания (+k). А переход границ власти бытия называется не аутизмом, а амбитенденциозностью или инфляцией (+р). Таким образом, мы ограничиваем понятие аутизма систолической функцией k, а понятие инфляции или амбитенденциозности — диастолической деятельностью р. Мы действительно вынуждены это сделать, так как результаты экспериментального анализа Я только в этом случае будут совпадать с клиническими данными; • в свое время О. Блейлер отделил понятие аутизма от понятия амбитенденциозности. Под амбитенденциозностъю О. Блейлер понимал одновременное присутствие таких противоположных тенденций, которые обычно исключают друг друга. (Например, больной в одно и то же время ощущает себя Богом и холопом, чертом и ангелом, мужчиной и женщиной и т. д.). Таким образом, амбитенденциозность является расширением власти бытия, удвоением существования. Опираясь на К. Г. Юнга, мы называем это диастолическое состояние «инфляцией». Инфляция является стремлением быть и тем, и другим, то есть всем. А понятие аутизм мы ограничиваем безмерным захождением за границы власти обладания. Таким образом, аутизм равнозначен стремлению «все иметь». Такое разделение понятий могло и должно было появиться только после того, как экспериментальный анализ Я свел влечение Я к потребностям эгодиастолы (р) и эгосистолы (k) и уже в зеркале их противоположностей смог точнее отделить и классифицировать клинические картины. Таким образом, при аутизме оценивающее Я одобряет все выкладываемые вовне стремления (-р). Я становится всевластным в обладании или, наоборот, в самообвинении во всесторонней греховности (депрессия), иначе говоря, аутистичным и магическим. С позиции возрастной психологии интропроекция в качестве аутизма доминирует в «период упрямства», характерного для первого пубертатного периода (3-4 года) и, частично, в латентной фазе развития (5-8 лет). Таким образом, интропроекция представляет собой раннее, детское Я. Нужно еще упомянуть о том, что маленький ребенок посредством интропроекции строит свою картину мира. Посредством выкладывания коллективных архетипных объектов в мир ребенок пытается увидеть и понять объекты природы, то есть после их отыскивания во внешнем мире ребенок присваивает их своему Я. Клиническая психология интропроекции: 1. депрессия, причем только в так называемой интроективной, начальной фазе. Самообвинение и бред в своей всесторонней виновности и греховности у депрессивных людей в том смысле, который придавал этому Фрейд, на самом деле скрывает в себе проективное обвинение окружающего мира, то есть проективную версию бреда всемогущества (-р), который посредством обращения садизма на самого себя (-!s) проецируется на собственное Я, в отличие от больных паранойей, проецирующих садизм на объекты окружающего мира. Так появляется аутичное Я в депрессивной фазе МДП, особенно вначале болезни. Чем ближе маниакальная фаза, то есть обесценивание отыскиваемого прежде потерянного объекта, тем чаще появляются негативные k-реакции, причем часто в повышенном количестве (-!k, -!!k, по мнению Мозера). 2. Аутистично-магически думающие больные шизофренией, особенно с магическим стилем мышления и идеями обладания, часто тоже дают картину расщепления в сфере Я в виде интропроекции (наряду с диагональным расщеплением в других векторах). Иногда можно заметить, как картина тотальной проекции, присущая таким больным, сменяется картиной интропроекции. 3. В случае интропроективных сексуальных расстройств, например, при фетишизме, мазохизме, эксгибиционизме, эго-картины тотальной интроекции (Sch+0) могут сменяться картинами интропроекции. Характерологически прежде всего выделяются следующие черты: 1. замкнутость; 2. немногословность; 3. черствость; 4. упрямство, непоколебимость, невозможность оказаться под чужим влиянием; 5. невозможность отдаться другому человеку; 6. существование в душе белых пятен; 7. «мимозоподобная» сверхчувствительность; 8. робость, несмотря на аутистичный стиль мышления; мечты на тему яркого «вступления» в большой мир; 9. аутистично-недисциплинированное, магически-оккультное мышление. Криминально-психологически такую картину Я мы встречаем у аутистично-шизоидных взломщиков и бандитов. В качестве заднепланового Я симультанно или последовательно воздействует подавленное Я. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|