|
Комплекс эдипов; Oedipus complexКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3142Комплекс эдипов Нем.: Odipuskomplex. — Франц.: complexe d' OEdipe. — Англ.: Oedipus complex. — Исп.: complejo de Edipo. — Итал.: complesso di Edipo. — Португ.: complexo de Edipo. • Упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. В своей так называемой позитивной форме этот комплекс развертывается так же, как история царя Эдипа, и предполагает желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. В негативной форме, напротив, это любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола. В той или иной степени обе эти формы образуют Эдипов комплекс в его завершенном виде. По Фрейду, Эдипов комплекс достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами, в фаллической фазе; его угасание наблюдается при наступлении латентного периода. В пубертатный период наблюдается возрождение Эдипова комплекса, который преодолевается тем или иным выбором объекта. Эдипов комплекс — основа структурирования личности и формирования человеческих желаний. Психоаналитики видят в нем опору всей психопатологии и стремятся выявить своеобразие его возникновения и его устранения для каждого вида патологии. Психоаналитическая антропология занята поисками Эдипова треугольника как универсальной структуры в самых различных культурах, а вовсе не только там, где преобладает семья, основанная на брачных узах. • Хотя само выражение "Эдипов комплекс" появляется в работах Фрейда лишь в 1910 г. (1), из контекста ясно, что к этому времени оно уже использовалось в психоаналитической литературе (а). Это открытие было подготовлено длительным психоанализом пациентов (см.: Соблазнение) и сделано Фрейдом во время самоанализа, который привел его к признанию в себе любви к матери и смешанной с любовью ревности к отцу: 15 октября 1897 г. он писал Флиссу: "...становится понятно, почему "Царь Эдип" захватывает нас с такой силой [...]; греческий миф выявляет навязчивое состояние, которое признает, прослеживает в себе каждый человек" (2а). Заметим, что уже при этом первом упоминании Эдипова комплекса Фрейд обращается к мифу, выходящему за рамки истории разнообразного индивидуального опыта. Он с самого начала подчеркивает универсальность Эдипа, впоследствии лишь усиливая этот тезис: "Всякое человеческое дитя сталкивается с задачей преодоления Эдипова комплекса..." (3). Мы не будем здесь описывать путь к этому открытию и связанные с ним проблемы: его история совпадает с историей самого психоанализа; заметим, впрочем, что Фрейд нигде не дает последовательного изложения концепции Эдипова комплекса. Ограничимся здесь указанием на ряд проблем, связанных с местом, ролью и значением Эдипа в эволюции индивида. I. Эдипов комплекс был впервые обнаружен в простой и позитивной форме (именно так он предстает и в мифе). Однако, как заметил Фрейд, это лишь "упрощение и схематизация" реального опыта во всей его сложности: "... для мальчика характерно не только амбивалентное отношение к отцу и выбор матери как объекта любви, но одновременно и свойственная девочке нежность к отцу и ревнивая враждебность по отношению к матери" (4). На самом деле между позитивной и негативной формами простирается ряд смешанных случаев, где эти две формы сосуществуют в диалектическом взаимодействии и где, стало быть, анализ призван раскрыть различные позиции субъекта при разрешении Эдипова конфликта. Эдипов комплекс, как подчеркивала Рут Мак Брунсвик, обозначает место ребенка в семейном треугольнике (5). Описание Эдипова комплекса в его развернутой форме позволило Фрейду объяснить амбивалентное отношение к отцу у мальчика через взаимодействие гетеросексуальных и гомосексуальных моментов, а не просто как ситуацию соперничества. 1) Первые разработки фрейдовской теории Эдипова комплекса строились на примере мальчика. Фрейд долгое время считал, что mutatis mutandis комплекс Эдипа может быть отнесен и к девочке. Однако это отвергается рядом обстоятельств: а) во-первых, во фрейдовской статье о "генитальной организации либидо у ребенка" уже содержалась мысль о том, что на фаллической стадии, при достижении высшей точки развития Эдипова комплекса, для детей обоего пола существует лишь один значимый орган — фаллос* (6); б) во-вторых, возрастает роль доэдипова периода привязанности к матери. Доэдипова стадия очень четко представлена у девочки, поскольку для нее Эдипов комплекс означает перемену объекта любви, переход от матери к отцу (7а). Продвигаясь далее в этих двух направлениях, психоаналитики стремились выявить специфику женского Эдипа. 2) Поначалу Фрейд не определял четко возраст, связанный с Эдиповым комплексом. В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) окончательный выбор объекта отнесен лишь к периоду половой зрелости, а детская сексуальность трактуется как, по существу, автоэротическая. При таком подходе Эдипов комплекс, впервые возникнув в детстве, выходит на передний план лишь в период половой зрелости и довольно быстро преодолевается. Нечеткость позиции Фрейда по этому вопросу заметна и в "Лекциях по введению в психоанализ" (Vorlesungen zur Einfuhrung in der Psychoanalyse), хотя к этому времени Фрейд уже признал, что ребенок, подобно взрослому, способен к выбору объекта (8). В итоге, признав существование детской генитальной организации и фаллической стадии, Фрейд связал Эдипа именно с этой стадией, или, иначе, с периодом между тремя и пятью годами. 3) Как мы видим, Фрейд всегда признавал наличие в жизни индивида особого периода, предшествующего Эдипову комплексу. Те исследователи, которые разграничивают и даже противопоставляют доэдипов период Эдипову, идут еще дальше, подчеркивая роль сложного отношения между матерью и ребенком и прослеживая фиксацию на этом отношении в самых различных психопатологических структурах. Такой подход оспаривает известное утверждение, согласно которому Эдип — это "ядро неврозов". Многие авторы считают, что существование дуального отношения, предшествующего Эдипову треугольнику, означает, что конфликты этого периода могут быть проанализированы без учета соперничества с третьим лицом. Как известно, М. Кляйн и ее сторонники ставят акцент на самых ранних стадиях детства, не называя доэдиповской ни одну из стадий. Для сторонников Кляйн Эдипов комплекс связан с так называемой депрессивной установкой*, при которой ребенок вступает в отношения со взрослыми как с цельными персонажами (9). По вопросу о доэдиповой структуре Фрейд всегда высказывался сдержанно: он далеко не сразу признал все значение первоначальной связи ребенка с матерью и удивлялся открытиям, связанным с доэдиповой стадией у девочек, которые были сделаны преимущественно женщинами-психоаналитиками (7b). Однако Фрейд полагал, что для объяснения этих фактов вовсе не обязательно прибегать к Эдипову комплексу (см.: Доэдипов). II. Отказ Фрейда поставить эдиповские отношения на один уровень с доэдиповскими (со структурной или этиологической точки зрения) вполне согласуется с его представлением об особом значении Эдипова комплекса. По Фрейду, это находит обоснование в основных функциях Эдипова комплекса: а) выбор объекта любви по достижении половой зрелости обусловлен не только энергетической нагруженностью объекта и всевозможными (само) отождествлениями, внутренне присущими Эдипову комплексу, но и запретом инцеста; б) переход к генитальной стадии ни в коей мере не обеспечивается одной только биологической зрелостью. Генитальная организация предполагает установившееся господство фаллоса — недостижимое без разрешения Эдипова кризиса на пути (само) отождествления; в) комплекс Эдипа воздействует на формирование личности и образование различных инстанций, особенно инстанции Сверх-Я и Идеал-Я. Фрейд связывает эти структурирующие моменты в становлении личностной топики с угасанием Эдипова комплекса и вступлением в латентный период. В этом процессе он видит не только вытеснение: "В идеальном случае этот период есть не что иное, как разрушение, подавление комплекса [...]. Если же Я смогло лишь вытеснить комплекс, он бессознательно сохраняется в Оно и впоследствии проявляет себя патогенными воздействиями" (10а). В приводимой здесь статье Фрейд обсуждает различные факторы, вызывающие угасание Эдипова комплекса. У мальчика именно отцовская "угроза кастрации" приводит в итоге к отказу от инцестуозного объекта, так что Эдипов комплекс устраняется быстро и решительно. У девочки отношение Эдипова комплекса к комплексу кастрации совершенно иное: "... если у мальчика Эдипов комплекс подрывается комплексом кастрации, то у девочки, наоборот, комплекс кастрации создает саму возможность Эдипова комплекса и приводит к его возникновению" (11). У девочки "...отказ от пениса невозможен без возмещения ущерба. Девочка проходит путем символических замен от пениса до ребенка, так что высшей точкой Эдипова комплекса выступает ее давнее желание получить в подарок ребенка от своего отца, родить ему ребенка" (10b). Следовательно, в этом случае четко указать момент угасания Эдипова комплекса гораздо сложнее. III. Это описание не позволяет в полной мере учесть основополагающий характер Эдипова комплекса у Фрейда, представленный (см. "Тотем и табу") в гипотезе об убийстве праотца как моменте рождения человечества. С исторической точки зрения эта гипотеза весьма проблематична: ее следует понимать, прежде всего, как мифическое выражение неизбежности для каждого человека быть "Эдипом в зародыше" (2b). Эдипов комплекс не сводится ни к какой реальной ситуации, ни к какому действительному влиянию родителей на ребенка. Его действенность обусловлена тем, что он вводит инстанцию запрета, преграждающую доступ к естественному удовлетворению желаний и связывает неразрывной связью желание и закон (этот момент подчеркивал Жак Лакан). При таком подходе возражения Малиновского, подхваченные так называемой "культуралистской школой", теряют свою остроту. Суть их сводится к тому, что в некоторых культурах, где отец не выполняет репрессивной функции, Эдипова комплекса не существует, а на его месте складывается ядерный комплекс, характерный для данной социальной структуры. Сталкиваясь с такими культурами, психоаналитики попытались выяснить, какие реальные лица, какие институты воплощают функцию запрета, в каких социальных механизмах складывается структура треугольника ребенок — естественный объект его влечений — носитель закона. Такая структурная концепция Эдипа согласуется с тезисом Клода Леви-Стросса (см. "Элементарные структуры родства"), который видит в запрете инцеста всеобщий, необходимый и достаточный закон отделения "культуры" от "природы" (12). Трактовка Эдипова комплекса как выхода за рамки любого индивидуального опыта, в котором он воплощается, находит опору в другом фрейдовском понятии — в понятии первофантазии. Эти "филогенетически передаваемые" схемы упорядочивают воображаемую жизнь субъекта и выступают как варианты ситуации треугольника (соблазнение, первосцена, кастрация и пр.). Сосредоточившись на отношениях в треугольнике, мы неизбежно отводим важную роль в формировании Эдипова комплекса не только субъекту и его влечениям, но и другим полюсам отношения (бессознательные желания каждого из родителей, соблазнение, отношения между родителями). В структуре личности интериоризируются и сохраняются наряду с образом того или иного родителя именно эти различные типы отношений между всеми тремя полюсами треугольника. а) Фрейд употребляет выражение Kernkomplex (ядерный комплекс) как аналог Эдипова комплекса. Оно впервые встречается в работе "О детских сексуальных теориях" (Uber infantile Sexualtheorien, 1908). Согласно Д. Лагашу, в этом тексте рассматривается конфликт между детскими сексуальными поисками и вопросами, с одной стороны, а с другой — лживыми ответами взрослых. (1) Cf. Freud (S.). Uber einen besonderen Typen der Objektwahl beim Manne, 1910. — G.W., VIII, 73; S.E., XI, 171; франц., 7. (2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. — а) Нем., 238; англ., 223—224; франц., 198. (3) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. G.W., V, 127, n.2 (добавл. в 1920); S.E., VII, 226, n. 1; франц., 187, n. 82. (4) Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 261; S.E., XIX, 33; франц., 187—188. (5) Cf. Mack Bnunswick (R.). The Preoedipal Phase of the Libido Development, 1940. In Psa. Read., 232. (6) Cf. Freud (S.). Die infantile Genitalorganisation, 1923. G.W., XIII, 294—295; S.E., XIX, 142. (7) Cf. Freud (S.). Uber die weibliche Sexualitat, 1931. — a) G.W., XIV, 517—537; S.E., XXI, 223—243. — b) G.W., XIV, 519; S.E., XXI, 226—227. (8) Cf. Freud (S.). G.W., XI, 338; S.E., XVI, 326; франц., 351. (9) Cf. Klein (M.). Some Theoretical Conclusions regarding the Emotinal Life of the Infant, 1952. In: Developments. (10) Freud (S.). Der Untergang des Odipuskomplexes, 1924. — a) G.W., XIII, 399; S.E., XIX, 177; франц., 397. — b) G.W., XIII, 401; S.E., XIX, 178—179; франц., 309. (11) Freud (S.). Einige psychische Folgen des anatomischen Geschlechtsunterschieds, 1925. G.W., XIV, 28; S.E., XIX, 256. (12) Cf. Levi-Strauss (C.). Les structures elementaires de la parente, Paris, P.U.F., 1949. Введение и гл. II. Passim. (13) Cf. Freud (S.). G.W., VII, 176;. S.E., IX, 213—214. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|