Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Психологическая диагностика" в высших учебных заведениях. Книга знакомит читателя с понятийным аппаратом, основными теоретическими проблемами психологической диагностики, а также с ее специфическим инструментарием.
Оглавление Предисловие... 7 Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Глава 1. История психологической диагностики... 20 § 1. Истоки психодиагностики... 21 § 2. Возникновение тестирования... 23 § 3. Другие виды диагностических методик… 30 § 4. Отечественные работы в области психологической диагностики... 33 Вопросы и задания... 39 Рекомендуемая литература... 40 Глава 2. Классификация психодиагностических методик... 41 § 1. Типы диагностических методик... 42 § 2. Формализованные методики… 43 Тесты.... 44 Опросники… 47 Проективная техника... 49 Психофизиологические методики… 50 § 3. Малоформализованные методики... 51 Метод наблюдения... 51 Беседа… 56 Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)... 59 Вопросы и задания... 62 Рекомендуемая литература... 62 Глава 3. Психометрические требования к построению и проверке методик... 64 § 1. Стандартизация... 66 § 2. Надежность и валидность… 72 Надежность... 72 Валидность... 78 Вопросы и задания... 85 Рекомендуемая литература... 85 Часть II ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ Глава 1. Диагностика интеллекта и умственного развития... 88 § 1. Представления об интеллекте... 89 § 2. Представления о структуре интеллекта… 96 § 3. Интеллект и интеллектуальные тесты... 105 § 4. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе... 110 § 5. Невербальные тесты интеллекта.113 § 6. Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера.118 § 7. Групповые тесты интеллекта, применяемые в отечественной практике... 121 § 8. Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития... 124 Вопросы и задания… 134 Рекомендуемая литература... 134 Глава 2. Креативность и ее диагностика... 136 § 1. Представления о креативности... 136 § 2. Тесты креативности… 141 Вопросы и задания… 146 Рекомендуемая литература... 146 Глава 3. Возможности тестов в диагностике способностей... 147 § 1. Представления о способностях в отечественной и зарубежной психологии… 147 § 2. Тестовые показатели и измерение способностей... 154 § 3. Тестирование специальных способностей в нашей стране и за рубежом... 158 Вопросы и задания… 161 Рекомендуемая литература... 161 Часть III ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ Глава 1. Опросники личностные... 164 § 1. Типологические опросники личности... 166 § 2. Опросники черт личности... 177 § 3. Личностные опросники мотивации... 182 § 4. Личностные опросники интересов... 185 § 5. Опросники личностных ценностей... 187 § 6. Личностные опросники установок... 189 § 7. Психосемантические методы диагностики личности... 193 § 8. Методологические вопросы разработки и применения личностных опросников... 199 Вопросы и задания… 205 Рекомендуемая литература... 206 Глава 2. Проективные методики... 207 § 1. Проективные методики структурирования… 209 § 2. Проективные методики интерпретации... 211 § 3. Проективные методики экспрессии... 216 Вопросы и задания… 219 Рекомендуемая литература... 219 Часть IV СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Глава 1. Прогностичность результатов личностных методик... 222 § 1. Субъективизм средовых оценок и индивидуальный прогноз поведения... 223 § 2. Идиографический подход в диагностике и индивидуальный прогноз поведения… 230 Вопросы и задания… 233 Рекомендуемая литература... 234 Глава 2. Социокультурные аспекты психодиагностики... 235 § 1. Влияние культуры на личность и познавательные функции человека... 236 § 2. Диагностическая процедура и влияние культуры... 241 § 3. Содержание методик как фактор, опосредующий влияние культуры... 244 Вопросы и задания… 253 Рекомендуемая литература... 253 Глава 3. Морально-этические проблемы в работе психодиагноста... 255 § 1. Этические проблемы, относящиеся к личности и профессиональным качествам индивидов, связанных с диагностическими методиками... 256 § 2. Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов, подвергаемых диагностированию... 261 Обеспечение тайны личности... 261 Конфиденциальность... 264 Сообщение результатов обследования... 266 § 3. О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста... 268 Вопросы и задания… 269 Рекомендуемая литература... 270 Глава 4. Перспективы развития психологической диагностики... 271 § 1. Перспективы, связанные с научным пониманием генетической природы ответов-реакций... 272 § 2. Перспективы, связанные с определением интеллекта... 276 § 3. Перспективы, связанные с анализом содержания решаемых задач… 277 Вопросы и задания… 281 Рекомендуемая литература... 281 Послесловие... 282 Краткий терминологический словарь... 287 Литература... 294
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.