|
Комплекс; complexКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 4093Комплекс Нем.: Komplex. — Франц.: complexe. — Англ.: complex. — Исп.: complejo. — Итал.: complesso. — Португ.: complexo. • Организованная совокупность аффективно нагруженных представлений и воспоминаний, частично или полностью бессознательных. Комплекс строится на основе межличностных отношений детской истории: он способен оказывать упорядочивающее воздействие на все уровни психики — эмоции, установки, приспособительное поведение. • В обыденном языке термин "комплекс" получил широкое расространение. Напротив, психоаналитики со временем отказались от него, за исключением разве что таких выражений, как "Эдипов комплекс" и "Комплекс кастрации". Многие авторы, включая Фрейда, считают, что термин "комплекс" ввела в психоанализ Цюрихская психоаналитическая школа (Блейлер, Юнг). В "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) Брейер использует его при изложении взглядов Жане на истерию (а), или, иначе, в трактовке "...актуальных, действенных, но бессознательных" представлений: "Почти всегда речь идет о совокупностях представлений, о воспоминаниях, связанных с внешними событиями, и о цепочках мыслей самого субъекта. Бывает, что каждое отдельное представление в этом комплексе осознается, так что за рамками сознания остается лишь их сочетание" (1а). Юнговские "опыты с ассоциациями" (2) должны были обеспечить этой гипотезе о существовании комплексов при истерии более широкую и одновременно экспериментально надежную основу. Впервые обращаясь к этой теме, Фрейд писал: "[...] реакция на слово-стимул не может быть лишь делом случая: она определяется в психике воспринимающего субъекта содержанием прежних представлений. "Комплексом" принято теперь называть содержание представлений, определяющих ответную реакцию на слово-стимул. Это воздействие проявляется либо в том, что слово-стимул непосредственно затрагивает комплекс, либо в его опосредованной связи с этим словом" (3). Хотя Фрейд считал интересными опыты с ассоциациями, понятие комплекса он с самого начала воспринял сдержанно. Это "...слово удобно, а порой даже необходимо для единого описания психологических фактов. Никакой другой термин, введенный психоанализом для своих собственных нужд, не получил столь широкого распространения и столь превратного использования в ущерб более строгим понятиям"(4). Подобное суждение содержится в письме к Э. Джонсу (комплекс не является адекватным теоретическим понятием (5а)) и в письме к Ш. Ференци ("все это юнговская мифология комплексов"(5b)). Итак, по Фрейду, понятие комплекса может использоваться для обнаружения и описания, — на основе разнородных и случайных элементов — "...определенных групп аффективно нагруженных мыслей и побуждений" (6), однако, теоретического значения оно не имеет. Фактически Фрейд пользовался им очень редко — в отличие от многих других авторов, считавших себя психоаналитиками (б). Причины такой осторожности Фрейда различны. Прежде всего, он всегда сторонился попыток установить психологические типы (например, комплекс неудачника), которые одновременно и скрывают единичность данного конкретного случая, и выдают констатацию проблемы за ее объяснение. Помимо того, понятие комплекса нередко смешивалось с понятием патогенного ядра, подлежащего устранению (в), а в результате терялась из виду упорядочивающая роль комплексов (особенно Эдипова комплекса) в некоторые периоды становления человека. * Чтобы избежать этой путаницы, следует разграничить три главных значения термина "комплекс". 1) Первоначальный смысл: относительно устойчивая последовательность ассоциативных цепей (см. Ассоциация). На этом уровне комплекс предстает как способ учета ассоциативного процесса во всем его своеобразии. 2) В более общем смысле: упорядоченная совокупность личностных черт (включая черты, наиболее характерные для данной личности) с акцентом на аффективные реакции. На этом уровне само существование комплексов обусловлено тем, что новые ситуации бессознательно сводятся к детским ситуациям, и тем самым поведение управляется скрытой и неизменной структурой. Однако такое применение данного понятия может привести к неоправданным обобщениям: окажется, что комплексов существует столько же, сколько психологических типов. Этот "уклон в психологизацию" поначалу вызвал настороженное отношение Фрейда, а потом и прямой его протест против понятия комплекса. 3) В более узком смысле слова, присущем таким выражениям, как "Эдипов комплекс", — Фрейд употреблял его постоянно, — это основополагающая структура межличностных отношений и способ, которым индивид определяет свое место внутри этой структуры (см.: Эдипов комплекс). Термины фрейдовского языка, например "комплекс кастрации" и "отцовский комплекс*" (Vaterkomplex), или же такие реже встречающиеся выражения, как "материнский комплекс", "братский комплекс", "родительский комплекс", входят в эту же группу. При всех внешних различиях термины "отцовский", "материнский" и другие всякий раз указывают на тот или иной аспект эдиповской структуры — либо потому, что именно он преобладает у данного индивида, либо потому, что Фрейд выделяет его в ходе анализа. Так, он говорит об "отцовском комплексе", подчеркивая амбивалентное отношение к отцу. Комплекс кастрации, внешне стоящий несколько особняком, на самом деле полностью включен в проблематику Эдипова комплекса. а) Относительно сужения поля сознания: "Большая часть невоспринятых чувственных впечатлений, а также не проникших в сознание представлений обычно угасает бесследно. Но иногда они соединяются, образуя комплексы [...]" (1b). б) В "Психоаналитическом и психотехническом словаре" под редакцией Мариз Шуази (опубл. в журнале "Psyche") описано примерно 50 комплексов. Составители словаря "попытались дать как можно более полное описание комплексов, известных к данному моменту. Однако каждый день обнаруживаются все новые". в) Ср. в уже приведенном письме к Ференци: "Человек должен не бороться со своими комплексами, но приспосабливаться к ним: ведь именно они призваны управлять его поведением в мире" (5с). (1) Breuer (J.). Theoretisches. In: Studien uber Hysterie, 1895. — а) Нем., 187, n. 1; S.E., II, 214—215, n.2; франц., 171, n.l. — b) Нем., 202; S.E., XI, 231; франц., 186. (2) Cf. Yung (C.G.). Diagnostische Assoziationsstudien, J.A. Barth, Leipzig, 1906. (3) Freud (S.). Tatbestandsdiagnostik und Psychoanalyse, 1906. G.W., VII, 4; S.E., IX, 104; франц., 44—45. (4) Freud (S.). Zur Geschichte der psychoanalytischen Bewegung, 1914. G.W., X, 68—69; S.E., XIV, 29—30; франц., 286. (5) Jones (E.). Sigmund Freud, Life and Work, 1955. — а) Англ., II, 496; франц., 470. —b) Англ., II, 188; франц., 177. — с) Англ., II, 188; франц., 177. (6) Freud (S.). Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1916—1917. G.W., XI, 106—107; S.E., XV, 109; франц., 122—123. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализуСвязаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|