|
Источник влечения; source of the instinctКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2033Источник влечения Нем.: Triebquelle. — Франц.: source de la pulsion. — Англ.: source of the instinct. — Исп.: fuente del instinto. — Итал.: fonte dell' istinto или della pulsione. — Португ.: fonte do impulso или da pulsao. • Внутренний источник каждого конкретного влечения — место, в котором возникает возбуждение (эрогенная зона, орган, аппарат) или же соматический процесс в той или иной части тела, воспринимаемый как возбуждение. • Слово "источник" у Фрейда отличается от его обычного метафорического употребления. В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) Фрейд перечисляет под рубрикой "Источники детской сексуальности" весьма различные явления, которые, в конечном счете, можно разбить на две группы: возбуждение эрогенных зон различными раздражителями и "косвенные источники" — "механическое возбуждение", "работа мышц", "аффективные процессы", "умственная работа" (1). Источники второго типа не порождают конкретных частичных влечений, но способствуют усилению общего "сексуального возбуждения". Поскольку в этой главе из "Трех очерков" Фрейд дает целый перечень внешних и внутренних факторов сексуального возбуждения, мысль о том, что влечение побуждается внутренней напряженностью, отходит на второй план. Эта мысль была высказана Фрейдом ранее — в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) (2): прилив внутренних возбуждений порождает напряжение, от которого избавиться невозможно, тогда как от внешних возбуждений, например, можно спастись бегством. Во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) Фрейд последовательно проанализировал различные аспекты частичного влечения: его источник и силу, цель и объект. Эти различия сохраняют смысл применительно ко всем типам влечений, но, прежде всего, к сексуальным влечениям. Смысл слова "источник" здесь тот же, что и в первой метапсихологической работе 1895 г.: это внутренний "органический источник" (Organquelle), "соматический источник" (somatische Quelle) (За). В этот период Фрейд иногда называл "источником" сам орган как место возбуждения, однако в более строгом смысле слова источник — это органический психохимический процесс, порождающий возбуждение, т.е., иначе говоря, это соматический, а не психический процесс. Об источнике можно сказать, что "...его возбуждение (Reiz) представлено в душевной жизни влечением" (3b). Этот соматический процесс недоступен психологии и чаще всего остается в тени, однако в каждом частичном влечении он принимает особую форму и определяет конкретную цель. Фрейд стремился определить источник каждого отдельного влечения: помимо эрогенных зон как источников определенных влечений мышечная ткань порождает влечение к овладению, а глаз — влечение к подсматриванию (Schautrieb) (Зс). * В конечном счете, понятие "источник" стало более четким и чуть ли не однозначным: своеобразие сексуальных влечений было в итоге сведено к своеобразию соответствующих органических процессов. Исходя из требований систематичности, нужно было бы выявить отдельный источник каждого влечения к самосохранению. Однако достичь такой терминологической строгости можно лишь ценой одностороннего подхода к теоретической проблеме происхождения сексуальных влечений. Так, в "Трех очерках" перечень "источников детской сексуальности" приводит к мысли, что сексуальное влечение есть следствие или побочный продукт (Nebenwirkung, Nebenprodukt) (1b) различных видов активности, не связанных с сексуальностью: это касается не только так называемых "косвенных" источников, но и эрогенных зон (за исключением генитальной), где сексуальное влечение (см.: Примыкание) находит поддержку в функциях самосохранения. Общее свойство всех этих "источников" в том, что они порождают сексуальное влечение не как продукт органической деятельности, но как дополнение к той или иной жизненно важной функции. Таким образом, первоначалом или, в широком смысле, "источником" сексуального влечения выступает жизненная функция как таковая (она и сама, в свою очередь, может иметь источник, силу, цель и объект). Тем самым можно говорить об оральном, анальном и других либидо в зависимости от той или иной формы жизненной активности (например, на оральной стадии любовь предстает как желание съесть — быть съеденным). (1) Freud (S.). а) G.W, V, 101—107; S.E., VII, 201—206; франц., 99—107. — b) Cf. G.W, V, 106, 134; S.E., VII, 204, 233; франц., 105, 148. (2) Cf. Freud (S.). Нем., 402; англ. 379; франц., 336. (3) Freud (S.). a) G.W, X, 216, 225; S.E., 123, 132; франц., 36, 53. — b) G.W., X, 215; S.E., XIV, 123; франц., 35—36; — с) G.W., X, 225; S.E., XIV, 132; франц., 53. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|