План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу…»
Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Программные задачи:
Образовательные
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
- Способствовать формированию интереса детей к природе.
- Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий), применения приёмов моделирования.
- Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
Развивающие
- Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
- Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
- Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
- Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Воспитательные
- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
- Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
- Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
- Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
- Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
- Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Интеграция Образовательных Областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Материал:
Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами). Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.
Ход прогулки-экскурсии:
Организационный момент
Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.
-Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.
В нашем домике живет удивительный народ.
О природе много знает, все на свете примечает.
Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, -
Значит к нам пришла... весна (говорят дети).
-Правильно наступила ВЕСНА.
предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:
-Какая сегодня погода? (ответы детей)
-Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?
-Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?
-Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?
-Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»
-Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.
- Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта).
Дети: Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.
Другое народное название марта — «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.
Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.
Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
- Почему грача называют «вестником весны»?
Дети: В конце марта прилетают грачи — вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».
Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?
Дети: Апрель — середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды».
Воспитатель: А как называют май? (травень)
- Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.
Дети с воспитателями отправляются в городской парк.
Основная часть
Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей). Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты).
- Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них).
Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.
Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.
Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.
По тропинке мы пойдем,
Лужу мимо обойдем.
(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)
- Ребята, нас с вами встречает аллея.
- Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены)
-Значит, как называется аллея? (кленовая). Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу). — В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу).
- Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)
(Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.)
- Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь Ты... (березку)!
- Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)
- Что произошло с почками?
- Что вы знаете о березе?
(Дети подходят к дубу)
- А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб).
- Какую пользу приносит дерево человеку?
- Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?
- Как узнали?
- Чем отличается кора?
- Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)
- Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается).
- Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки — не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)
Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)
Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)
Отгадайте загадку:
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день!
Дети: Скворец.
Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники).
- А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)
- Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?
(Воспитатель показывает экологические знаки)
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
- Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)
Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.
На берёзовую ветку
Кто сушить
Повесил сетку? (паук)
Летит — жужжит,
Сядет — молчит (жук).
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела)
Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»
(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)
Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).
Дождик закапал (встряхивают кистями рук),
паучка смывает (движения рук вниз).
Солнышко встало (разводят руки в стороны),
лужи высыхают (движения рук внизу).
Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).
Воспитатель: — О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук). Почему?
- Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение).
Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)
Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.
Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами). Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей).
Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.
Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают).
Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!»)
- Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.
Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»
«Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Глядь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят»
Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?
- Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии).
- На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны».
Дети:
- Вода с гор течет, весну за собой ведет.
- Апрель с водой, май с травой.
- Весна красна делами, осень пирогами.
- Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.
Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.
|