Разработка музыкального занятии для детей средней группы «Приходи, весна!»
Автор: Сабитова Н.А., музыкальный руководитель КГКП «Детский сад-ясли №7 «Радуга», Казахстан, г.Усть-Каменогорск
Задачи: Приобщать детей к культуре слушания музыки, накапливая опыт восприятия произведений классического музыкального искусства, формировать представления об образной природе музыки. Побуждать к выразительному исполнению песен, соблюдая четкую правильную дикцию и слаженность пения. Развивать потребность в восприятии музыки и движений, побуждать эмоционально изображать в пластических движениях свое отношение к музыкальному образу, используя средства музыкальной и внемузыкальной выразительности. Побуждать самостоятельно подбирать по тембру музыкальные инструменты и игрушки для обогащения определенного музыкального образа, содействовать выразительному, эмоциональному исполнению характера музыки и передаче развития музыкального образа.
Муз. рук.: Нас зима морозила, снегом заносила, а теперь устала, потеряла силы. Что изменилось в природе? (Дети отвечают). Да. Пришла пора весны, все пробуждается ото сна.
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.
И все засуетилось, Все гонит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подари трезвон.
Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя…
Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала На перекор врагу. (Ф. Тютчев)
Вы ждете весну, хотите, чтобы она быстрее растопила снег, все вокруг проснулось? На улице еще по зимнему холодно, а мы давайте позовем весну к нам, разбудим ее. Хотите ненадолго стать волшебными художниками и нарисовать музыкальную весеннюю картину? (Проводится психогимнастика, музыкально-ритмическая зарисовка «Весенняя сказка» — музыкальный руководитель показывает движения двумя руками, дети повторяют одновременно под музыкальное сопровождение — эмоционально передают характер музыки – изображают руками весенний подснежник, «нюхают» его, показывают руками оленя, поднимающееся солнышко, птиц.)
Муз. рук: Что мы нарисовали? Да, мы с вами нарисовали весну: подснежники, проснувшихся бабочек, птиц, маленьких оленят, пробуждающееся солнышко. А теперь я предлагаю исполнить песенку и разбудить солнышко. (Исполняют все вместе попевку «Солнце, соня, просыпайся, поскорее умывайся» с постепенным повышением по полутонам.)
Муз. рук: А теперь я приглашаю вас погулять и найти друга. (Дети под музыку шагают по залу в произвольном порядке, выбирают пару, исполняется коммуникативная песенка «Здравствуй, милый друг», по окончанию дети остаются в парах.)
Муз. рук: Друзья гуляли по весеннему лесу и увидели первый подснежник! Стали спорить, кто же первый увидел его. И вдруг поссорились! Давайте помирим друзей нашим танцем «Поссорились, помирились».
Муз. рук: Теперь мальчики проводят девочек на стульчики, и я загадаю всем музыкальную загадку (исполняется мелодия песни «К?ктем келді» — «Весна пришла» (музыка М. Лапиной, слова А. Жамановой, ноты в рубрике «До-Ми-Солька», в журнале «Справочник музыкального руководителя» № 2–2016 г.) (Дети отгадывают песню, вспоминают слова.) Достаньте музыкальные шкатулочки в ваших ладошках и вспомните, какая песенка должна быть (веселая, радостная, задорная, весенняя, подвижная). А теперь все вместе споем эту песенку.
Муз. рук: К нам весна идет, радость нам несет! Какая музыка у весны? (дети отвечают) Правильно, весной капает капель с крыш, бегут ручьи, поют птицы. Как и на чем мы можем исполнить музыку весны? Я приглашаю вас в музыкальный магазин. (Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин». Все исполняют песенку: Дин-дин-дин-дин, открываем магазин. Проходите, проходите, выбирайте, что хотите.) Вам нужно угадать музыкальный инструмент, чтобы «купить» его (за ширмой музыкального магазина педагог играет на инструменте, дети отгадывают его). Вы правильно назвали все инструменты: колокольчик, музыкальный треугольник, металлофон, свистулька, а теперь расскажите, что они могут изобразить (капель, ручеек, птиц), и как это сделать с помощью этих инструментов. (Дети берут инструменты, обосновав свой выбор, вспоминают способы игры на этих инструментах, играют по очереди.)
Муз. рук: Молодцы. А теперь давайте послушаем, как весну в своей пьесе «Весною» изобразил композитор С.Майкапар. Услышите ли вы в его музыке весенние ручейки, капель и щебетание птиц? (Дети слушают.) Какая музыка по настроению? Да, приветливая, светлая, радостная, пригрело солнышко, и природа пробудилась. Какое у вас настроение? Радостное? Тогда я приглашаю вас прокатиться по весеннему Казахстану на веселом паровозике. (Исполняется ритмическая песенка «Чух, чух, паровозик» — дети поют песенку и выполняют ритмические хлопки в ладони и по коленям.)
Муз. рук: Наш веселый весенний паровоз приехал в гости к чабану. А кто такой ЧАБАН? Это пастух, который пасет овец и баранов, охраняет их от волка. Кто споет считалку и выберет чабана? (Считалка: раз, два, три, четыре, пять, будешь чабана играть.) А теперь споем считалку и выберем барашков. (Считалка: раз, два, три, четыре, пять, тебя будут догонять.) Все встаем в круг, чабан находится за кругом, а барашки в кругу, по окончании песенки барашки разбегаются из круга, чабан ловит их и заводит обратно в круг. (Дети поют: По степи чабан гулял, всех барашков растерял. Разбежались кто куда, не поймать их никогда. Выпускают барашков, играют.)
Муз. рук: Вы рады тому, что пришла весна? Что весной интересного и красивого происходит? Мы рисовали с вами картину весны – как просыпается природа, с помощью музыки узнали, какое приятное и радостное весеннее настроение у природы, и порезвились как барашки на весенней горочке. Вам понравилось? (Дети отвечают, перечисляют то, чем занимались на занятии, рассказывают свое настроение. Музыкальный руководитель и дети прощаются.)
|