|
Испытание реальности; reality-testingКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2207Испытание реальности Нем.: Realitatsprufung. — Франц.: epreuve de realite. — Англ.: reality-testing. — Исп.: prueba de realidad. — Итал.: esame di realta. — Португ.: prova de realidade. • Процесс, который, по мнению Фрейда, позволяет субъекту отличать внешние стимулы от внутренних и не смешивать то, что субъект реально ощущает, с тем, что он только представляет себе (это смешение лежит в основе галлюцинации). • Понятие Realitatsprufung появляется у Фрейда лишь в 1911 г. в работе "О двух принципах функционирования психики" (Formulierung uber die zwei Principien des psychischen Geschehens), однако связанная с ним проблема ставилась уже в самых ранних теоретических работах Фрейда. Одна из главных предпосылок "Наброска" 1895 г. заключается в том, что поначалу психический аппарат не имеет критерия для различения между представлением — энергетически нагруженным образом объекта, приносящего удовлетворение (см.: Опыт удовлетворения), и восприятием этого объекта. Конечно, восприятие (порождаемое, по Фрейду, особой нейронной системой) непосредственно связано с объектами внешней реальности и удостоверяется особыми "знаками реальности"; однако такие указания на реальность вполне могут быть вызваны и нагрузкой яркого, доходящего до галлюцинаций воспоминания. Для того чтобы знак реальности (называемый также знаком качества) мог послужить здесь надежным критерием, нужно, чтобы сформировавшееся Я было способно затормозить процесс нагрузки воспоминания или образа. Как мы видим, на этом этапе фрейдовской мысли речь идет не об "испытании" реальности представления, но о способе внутреннего функционирования психического аппарата. В "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) проблема ставится сходным образом: галлюцинаторное выполнение желаний, особенно в снах, выступает как результат "регрессии", при которой система восприятия нагружается внутренними возбуждениями. Более последовательную трактовку этого вопроса мы находим лишь в "Метапсихологическом дополнении к теории сновидений" (Metapsychologische Erganzung zur Traumlehre, 1917): 1) как можно верить в реальность сна или галлюцинации? Ссылки на регрессию дают лишь частичное объяснение, да и то если при этом предположить, что происходит сверхнагрузка не только мнесических образов, но и всей системы восприятие — сознание; 2) испытание реальности требует особого устройства (Einrichtung), позволяющего разграничивать внешние возбуждения, способные к моторной разрядке, и внутренние возбуждения, которые не могут быть устранены таким путем. Это устройство приспособлено к системе сознания, господствующего над двигательными механизмами; Фрейд считает его "одним из главных установлений Я" (1а,а). 3) Испытание реальности невозможно при галлюцинаторных расстройствах и сновидениях; полное или частичное отключение от реальности предполагает разгрузку системы Сз, отныне открытой внутренним нагрузкам. "Возбуждения [...], устремляющиеся вспять, находят свободный доступ в систему Сз, выступая в ней как неоспоримая реальность" (1b). Возникает впечатление, что в этом тексте двояко трактуется то что, собственно, позволяет разграничивать восприятия и внутренние представления. С одной стороны, это "экономический" подход, объясняющий разницу между сном и бодрствованием различием в распределении нагрузок между психическими системами. С другой стороны, это эмпиристский подход, требующий для разграничения между восприятием и представлением изучения двигательных функций. В одной из последних своих работ, "Очерке психоанализа" (Abriss der Psychoanalyse, 1938), Фрейд вновь обращается к этому вопросу. Испытание реальности предполагает "особое устройство"; оно становится необходимым с того момента, когда внутренние процессы начинают воздействовать на сознание иными путями, отличными от количественных переходов от удовольствия к неудовольствию (2а). "Поскольку мнесические следы, ассоциируясь с обрывками речи, могут достичь такой же степени осознания, как и восприятия, возникает возможность путаницы, приводящей к неузнаванию реальности. Я защищается от этого, вводя в действие устройство по испытанию реальности... (2b). В этом тексте Фрейд стремился не только описать испытание реальности, но и выявить его raison d'etre. * Понятие испытания реальности широко используется в психоаналитической литературе. Иногда кажется, будто его смысл определен однозначно, однако, на самом же деле оно остается неясным и запутанным. Стоит выделить и разграничить различные возникающие в этой связи проблемы. I. Если строго придерживаться фрейдовской концепции, то: 1) речь об испытании реальности обычно заходит в связи с разграничением между галлюцинацией и восприятием; 2) однако, было бы ошибочным полагать, будто испытание реальности позволяет субъекту отличать галлюцинацию от восприятия. Никакое "испытание реальности" не способно опровергнуть галлюцинацию или сновидение. А потому даже в тех случаях, когда испытание реальности теоретически возможно, оно оказывается изначально неосуществимым: так, при галлюцинациях отделить субъективное от объективного посредством двигательной системы практически невозможно; 3) таким образом, Фрейд должен был определить условия, препятствующие возникновению галлюцинаторного состояния, или, иначе говоря, переходу от какого-то яркого образа к вере в его реальность. Однако, в этом случае речь не может идти об "испытании", т.е. о какой-то задаче, которую нужно выполнить за определенное время, на основе проб и ошибок. Фрейд искал объяснения в совокупности условий, относящихся к области метапсихологии, экономии и особенно топики. II. Чтобы выйти из этого тупика, следует увидеть во фрейдовской картине галлюцинаторного удовлетворения у младенца не объяснение галлюцинаций в том виде, как они встречаются в клинической практике, но общую гипотезу о процессе возникновения и формирования Я через различные способы противопоставления Я и Не-Я. Если вслед за Фрейдом попытаться в общем представить себе этот процесс построения Я (см.: Я-удовольствие, Я-реальность), в нем можно вычленить три этапа. На первом этапе доступ к реальному миру не представляет никаких трудностей: "Я-реальность с самого начала разграничивает внутреннее и внешнее, пользуясь надежным объективным критерием" (3). На этой ранней стадии уравнение восприятие—реальность (внешний мир) (2с) остается в силе. "Поначалу само наличие представления выступает как гарантия стоящей за ним реальности" (4а), тогда как внутренние ощущения удовольствия и неудовольствия позволяют Я судить о количественных перепадах энергии влечений. На втором этапе Я-удовольствия главное противопоставление разделяет не субъективное и объективное, но приятное и неприятное, причем Я отождествляется со всем тем, что приносит удовольствие, а не-Я — со всем неприятным. Фрейд не соотносит явным образом этот этап с этапом галлюцинаторного удовлетворения, однако, по-видимому, у нас есть основания для такого соoтнeceния, поскольку Я-удовольствие не имеет критерия, позволяющего судить о том, связано ли удовлетворение с внешним объектом или не связано. На третьем этапе, названном "Я-реальность в его окончательной форме", возникает разграничение между "представленным" и "воспринятым". Испытание реальности позволяет установить это разграничение, способствуя построению Я, отличающего себя от внешней реальности посредством того самого движения, которое создает его как внутреннюю реальность. Так, в "Отрицании" (Die Verneinung, 1925) Фрейд описывал испытание реальности как основу суждения о существовании (суждения, утверждающего или же отрицающего соотнесенность представления с реальностью). Оно становится необходимым в силу того, что "...мысль способна вызывать в сознании представление о воспринятом ранее объекте, который может и не присутствовать во внешней реальности в данный момент" (4b). III. В понятии испытания реальности смешиваются две совершенно различные функции. Одна из них, главная, заключается в том, чтобы разграничить представленное и воспринятое и тем самым установить различия между внутренним и внешним миром. Другая заключается в том, чтобы сравнить объективно воспринятое и представленное и в результате исправить возможные искажения в представлении. Фрейд называет обе эти функции "испытанием реальности" (4с). Именно поэтому испытанием реальности оказывается у него не только моторное действие, единственно способное установить различие между внешним и внутренним (1с), но также (например, в случае скорби) ситуация, при которой субъект, столкнувшись с утратой любимого объекта, пытается изменить свой личный мир, свои планы и желания, сообразуясь с этой реальной утратой. Однако Фрейд нигде не поясняет это различие. В наши дни путаница в содержании понятия "испытание реальности" сохранилась или даже усилилась. В самом деле, в реальности можно видеть критерий испытания или оценки реалистичности желаний или фантазий субъекта. В конечном счете, это приводит к постепенному устранению из психоаналитического лечения "нереальных" содержаний внутреннего мира субъекта. Однако, это означало бы утрату одного из главных принципов психоанализа: "... нельзя прилагать к вытесненным психическим образованиям мерку реальности, ибо это приведет к недооценке значения фантазий при образовании симптомов на том основании, что они не соответствуют реальности, или же к попыткам вывести невротическое чувство вины из какого-то другого источника на том основании, что доказать совершение реального преступления невозможно" (5). Подобно этому, такие выражения, как "реальность мысли" (Denkrealitat), "психическая реальность"*, свидетельствуют о том, что структуры бессознательного не только наделены особой, самодостаточной реальностью, но и сами могут иметь для субъекта значение реальности (см.: Фантазия, фантазм). а) Фрейд колебался в определении испытания реальности на уровне топики. Однажды он высказал интересное предположение о том, что испытание реальности, возможно, зависит от Идеал-Я (6). (1) Freud (S.). a) G.W, X, 424; S.E, XIV, 233; франц., 184. — b) G.W., XIV, 235; франц., 186. — с) G.W., X, 423—424; S.E., XIV, 232; франц., 183. (2) Freud (S.). a) G.W., XVII, 84; S.E., XXIII, 162; франц., 25. — b) G.W., XVII, 130; S.E., XXIII, 199; франц., 74—75. — с) G.W., XVII, 84; S.E., XXIII, 162; франц., 25. (3) Freud (S). Triebe und Triebschicksale, 1915. G.W., X, 228; S.E., XIV, 136; франц., 58. (4) Freud (S.). Die Verneinung, 1925. — a) G.W., XIV, 14; S.E., XIX, 237; франц., 176. — b) G.W., XIV, 14; S.E., XIX, 237; франц., 176. — с) G.W., XIV, 14; S.E., XIX, 237; франц., 176. (5) Freud (S.). Formulierungen uber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911. G.W., VIII, 238; S.E., XII, 225. (6) Ср., например, Freud (S.). Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921. G.W., XIII, 126; S.E., XVIII, 114; франц., 128. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|