|
Интроекция; introjectionКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2147Интроекция Нем.: Introjektion. —Франц.: introjection. — Англ.: introjection. — Исп.: introyeccion. — Итал.: introezione. — Португ.: introjecao. • Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит "извне" "внутрь" объектов и качеств, присущих этим объектам. Интроекция близка поглощению, инкорпорации, как своему телесному прообразу, однако в отличие от инкорпорации она не всегда соблюдает телесные границы субъекта (интроекция в Я, в идеальное Я и т.д.). Интроекция связана с (само) отождествлением. • Термин "интроекция" был введен Ш. Ференци по контрасту с "проекцией". В "Интроекции и трансфере" (Introjektion und Ubertragung, 1909) он писал: "Если параноик выносит неприятные побуждения за пределы своего Я, то невротик, напротив, включает в Я как можно большую часть внешнего мира, превращая его в объект бессознательного фантазирования. По контрасту с проекцией этот процесс можно назвать интроекцией" (1а). Из этой статьи, однако, нелегко извлечь строгое определение понятия интроекции, так как Ференци понимает его в широком смысле — как "страсть к трансферу", приводящую невротика к "ослаблению его свободно парящих аффектов путем расширения круга интересов" (1b). Он называет интроекцией тип поведения (главным образом у истериков), который вполне можно было бы назвать и проекцией. Фрейд использует понятие интроекции, четко противопоставляя его проекции. Наиболее ясен в этом смысле текст "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), где рассматривается происхождение противопоставления субъекта (Я) объекту (внешнему миру) в связи с противопоставлением удовольствия неудовольствию: "Я-удовольствие в чистом виде строится посредством интроекции всего того, что порождает удовольствие, и проекции вовне всего того, что приносит неудовольствие" (см.: Я-удовольствие, Я-реальность). Это противопоставление мы находим в "Отрицании" (Die Verneinung, 1925): "... изначальное Я-удовольствие стремится... интроецировать все хорошее и исторгнуть из себя все дурное" (2а). Интроекция связана с оральной инкорпорацией. Эти два термина часто использовались Фрейдом и другими авторами как синонимичные. Фрейд считал, что противопоставление интроекция-проекция поначалу возникло на оральном уровне и лишь позднее приобрело более общее значение. Этот процесс "...находит свое выражение на уровне самых древних оральных влечений: я хочу это съесть или я хочу это выплюнуть, или в более обобщенной форме: я хочу ввести в себя одно и исторгнуть из себя — другое" (2b). Необходимо сохранить различие между поглощением и интроекцией, подразумеваемое в приведенном отрывке. В психоанализе прообраз всякого разграничения между внутренним и внешним — это граница тела; именно с этой телесной оболочкой явным образом связан процесс инкорпорации. Понятие интроекции имеет более широкий смысл: речь идет не только о том, что находится внутри тела, но и о том, что находится внутри психического аппарата, инстанции и пр. Именно в этом смысле можно говорить об интроекции Я, об Идеал-Я и пр. Интроекция была впервые обнаружена Фрейдом при изучении меланхолии (3), а затем приобрела более общий смысл (4). Это понятие приводит к обновлению фрейдовской теории (само) отождествления. Сохраняя след своего телесного прообраза, интроекция выражается в фантазировании по поводу объектов, как частичных, так и цельных. Кроме того, это понятие играет важную роль у таких авторов, как Абрахам и особенно М. Кляйн, которые стремились описать фантазматические переходы между "хорошими" и "плохими" объектами (интроекция, проекция, новая интроекция). Эти авторы имели в виду, прежде всего, интроецированные объекты; представляется, что это понятие и в самом деле следует употреблять лишь в тех случаях, когда речь идет об объектах или их качествах. В строгом смысле слова нельзя говорить, как иногда случалось Фрейду, об "интроекции агрессивности" (3); в подобных случаях более уместно выражение "обращение на себя". (1) Ferenczi (S.). In: First Contr., 1909. — a) 40. — b) 43. (2) Freud (S.). a) G.W, XIV, 13; S.E, XIX, 237; франц., 175. — b) G.W., XIV, 13; S.E., XIX, 237; франц., 175. (3) Cf. Freud (S.). Trauer und Melancholie, 1917. G.W., X, 42—46; S.E., XIV, 243—258; франц., 189—222. (4) Cf. Abraham (K.). Versuch einer Entwincklungsgeschichte der Libido auff Grund der Psychoanalyse Seelischer Storungen, 1924. Франц., II, 272 sqq. (5) Cf. Freud (S.). Das Unbehagen in der Kultur, 1930. G.W., XIV, 482; S.E., XXI, 123; франц., 58. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|