Вторая топика Фрейда

Категория: По направлениям | Просмотров: 9732



Вторая топика
     Изменения, вносимые Фрейдом в описание структуры психики, связано с пониманием им внутриличностных конфликтов.
Топическое и динамическое понимание человеческой психики было дополнено структурным ее осмыслением. Это имело место в работе «Я и Оно» (1923), Фрейд выделяет в структуре психики три компонента:
alt
     Оно (Ид) - бессознательное. Хаос или котел, доверху наполненный бурлящими возбуждениями, влечениями, страстями. Оно функционирует по программе получения наибольшего удовольствия. В нем нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установлений.
     Я (Эго) сознание, принцип реальности. Я — та душевная инстанция, которая руководит цензурой сновидений и способствует вытеснению неприемлемых для сознания побуждений и влечений.
     Я - олицетворение здравого смысла и благоразумия, сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне полагаемой необходимостью. По своему происхождению Я является дифференцированной частью Оно, представителем реального мира в душевной жизни человека, стремится к упорядоченности психических процессов и к замене господствующего в Оно принципа удовольствия принципом реальности, пытается осуществить власть над побуждениями. Я пытается управлять Оно, направлять его деятельность в социально приемлемое русло. Вместе с тем Оно исподволь, но властно стремится реализовать свою собственную программу, в результате чего нередко Я вынуждено идти у него на поводу. Я оказывается как бы под сильным нажимом со стороны наследственного бессознательного (Оно) и приобретенного бессознательного (Сверх-Я).
     В случае мании Я и Я-идеал сливаются между собой.
     В случае меланхолии происходит раскол между обеими инстанциями.
     Внутрипсихические конфликты возникают не только в результате столкновений между Оно и Я, но и на основе конфликтных отношений между Я и Я-идеалом. В случае инфантильного Я давление оказывается со стороны, извне, в то время как Я взрослого человека испытывает давление со стороны своей собственной психики, изнутри. Если родители только взывают к совести ребенка, то Сверх-Я взрослого человека, или его совесть, сама наказывает Я, заставляя его мучиться и страдать. Наказание извне заменяется наказанием изнутри. Я угрожают: Оно, Сверх-Я и внешний мир. Я не хозяином в своем доме.
     Психоаналитическая максима «Там, где было Оно, должно быть Я» общеизвестна. Данная максима, является, по сути дела, измененным по форме изречением немецкого философа Э. фон Гартмана, в труде «Философия бессознательного» Гартман писал: «Везде, где сознание в состоянии заменить Бессознательное, оно должно заменить его».
     Сверх-Я (Суперэго) родительский авторитет, идеал, совесть, во многом бессознательно.
     В самом Я имеется нечто бессознательное, и невроз может быть обусловлен не только противоречиями, возникающими между компонентами структуры, но и внутренними противоречиями в самом Я.
     Сверх-Я выступает в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя. Сверх-Я отражают те противоречия, которые имеют место между внешним и внутренним миром, между физической и психической реальностью. Удовольствия Оно могут получать свое продолжение в виде конфликтов с его прямым наследником, то есть Сверх-Я. Муки совести приносят человеку такие страдания, попытка бегства от которых завершается уходом в болезнь. Сверх-Я вносит свою, не менее значительную лепту, чем Оно, в дело возникновения невротических заболеваний. Воспитывая ребенка, родители руководствуются, как правило, не своим Я, олицетворяющим разум и рассудок, а предписаниями собственного Сверх-Я, основанными на идентификации со своими родителями.
     Ситуации, когда родители предпринимают всяческие попытки к тому, чтобы их дети пошли по тому пути, о котором они сами мечтали. Сверх-Я является носителем идеала - идеализированных представлений ребенка о своих родителях и называется Я-идеал, т.е. приписываемые ребенком совершенные качества родителей, связанные с его восхищением ими и подражанием им. Вытеснение производится самим Сверх-Я или Я, действующим по заданию Сверх-Я.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Идеал-я; ego ideal
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Сверх-Я
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Лейбин В. М. - Классический психоанализ: история, теория, практика
  • Романова Олеся Александровна. Совместный проект «Родительские вечера».
  • Чувство вины; Чувство вины
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Бессознательное
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Потребность в наказании; need for punishment
  • Оно; id
  • Вите О.Т. Палеопсихология Поршнева и психоанализ: тревога восьмимесячного и некоторые смежные проблемы психического развития
  • Сверх-Я; super-ego
  • Я-удовольствие—я-реальность; pleasure-ego — reality-ego
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Ид; id
  • Сверх-; over-
  • Инстанция; instancia
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Притча «Гость должен уйти вовремя»
  • Притча «Иногда давать послабление»
  • Принцип реальности; principle of reality
  • Притча «Послабление»
  • Топика, топический (сущ., прил.); topography, topographical
  • Невроз семейный; family neurosis
  • Расщепление Я; splitting of the ego
  • Я идеальное; ideal ego
  • Лосский В. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Анимус; Animus; Animus
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Юнг Карл Густав. Отношения между Эго и бессознательным.
  • Интериоризация
  • Реакция терапевтическая отрицательная; negative therapeutic reaction
  • Белик Алла Юрьевна. Конспект родительского собрания 'Наши добрые дела' в старшей группе.
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Цензура; censorship
  • Логика бессознательного. Первая топика Фрейда. Трудности на пути осознания бессознательного. Дело Филиппа Хальсманна. Платоновскуя концепция об «анамнесисе». Филогенетические схемы.
  • Притча «Евангелие от Луки»
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Сновидения; Dreams; Traume



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь