Логика бессознательного. Первая топика Фрейда. Трудности на пути осознания бессознательного. Дело Филиппа Хальсманна. Платоновскуя концепция об «анамнесисе». Филогенетические схемы.

Категория: По направлениям | Просмотров: 10350



Логика бессознательного
     Известно сравнение сознания с всадником, а бессознательного с необузданным конем. Всадник только думает, что он управляет волей коня, в то время как конь, закусив удила, может выйти из-под контроля, и всаднику ничего не остается, как послушно следовать его воле.
     Фрейд превратил бессознательное из абстрактного философского понятия в инструмент для практической деятельности, раскрыв активность, действенность, динамичность бессознательных психических процессов.
     «Мы привыкли думать, что всякая скрытая мысль такова вследствие своей слабости и что она становится сознательной, как только приобретает силу. Но мы теперь убедились, что существуют скрытые мысли, которые не проникают в сознание, как бы сильны они ни были. Поэтому мы предлагаем скрытые мысли первой группы называть предсознательными, тогда как выражение бессознательные сохранить для второй группы, которую мы наблюдаем при неврозах».
     Латентное бессознательное – такой вид бессознательного, которое будучи сознательным в какой-то момент, переставало быть таковым в следующее мгновение, но могло вновь стать сознательным при наличии определенных условий, способствующих переходу бессознательного в сознание и без посторонней помощи.
     Вытеснение - процесс который перемещает представления из сферы сознания в сферу бессознательного. Вытесненное, бессознательное без анализа не может стать осознано
     Сопротивление - сила, способствующую удержанию этих представлений в бессознательном.
     В описательном смысле существовали два вида бессознательного — предсознательное и вытесненное бессознательное, с точки зрения динамики развертывания психических процессов — только один вид бессознательного, а именно вытесненное бессознательное.
     Классический психоанализ ориентирован на преодоление сопротивления пациента и осознание вытесненного бессознательного, которое являлось результатом вытеснения из сознания и памяти неприемлемых для Эго влечений и желаний.
     «Все вытесненное, — подчеркивал Фрейд, — бессознательно; но мы не можем утверждать в отношении всего бессознательного, что оно вытеснено».
     В работах Фрейда до 1920 г. в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного, основой которого является «принцип удовольствия» и сознания, которое стремится к самосохранению «принцип реальности».
Первая топика Фрейда.
     Три вида представлений:
     Первые (сознательные) ― включали в себя предметные представления, оформленные соответствующим словесным образом.
     Вторые (предсознательные) — возможность вступления в связь предметных представлений со словесными.
     Третьи (бессознательные) — материал, остающийся неизвестным, то есть непознанным, и состоящий из одних предметных представлений. Исходя из этого, процесс познания бессознательного в психоанализе переносится из сферы сознания в область предсознательного.
     Фактически, речь идет о переводе вытесненного бессознательного не в сознание, а в предсознательное. Осуществление этого перевода предполагается посредством специально разработанных психоаналитических приемов, когда сознание человека как бы остается на своем месте, бессознательное не поднимается непосредственно на ступень сознательного, а наиболее активной становится система предсознательного, в рамках которой появляется реальная возможность превращения вытесненного бессознательного в предсознательное, а потом уже в сознание.
Фрейд предложил использовать буквенное обозначение для описания психических систем:
     Система сознания - Bw (Bewusst);
     Система предсознательного — Vbw (Vorbewusst);
     Система бессознательного — как Ubw (Unbewusst);
     Co строчной буквы писались характеристики описываемых психических процессов:
     bw — сознательное
     vbw — предсознательное
     ubw — бессознательное, под которым понималось главным образом вытесненное, динамически понятое бессознательное.
Фрейд не открыватель бессознательного:
     В Бхагавадгите, или Гите, возникшей в период первого тысячелетия до новой эры, содержалось понятие о трояком разделении разума: разум знающий, неправильно познающий (страстный) и окутанный мраком (темный). Там же имелось представление о «каме» как страсти, вожделении, основном начале человеческой души, неразумном по своей внутренней природе.
     В ведийской литературе Упанишад говорилось о «пране», представляющей собой жизненную энергию, которая являлась изначально бессознательной.
     Буддийское учение также исходило из признания наличия несознательной жизни.
     Йога допускала, что кроме сознающего разума имеется бессознательная, но «психически активная» область (психоанализ созвучен с теорией и практикой йоги).
     В древнегреческих учениях содержались идеи, связанные с проблемой неудержимых, выходящих из-под контроля индивида влечений и неосознанного знания человека. Платон, например, говорил о «диком, звероподобном начале», способном увести человека куда угодно.
     У Лейбница, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше и многих других, содержались идеи бессознательного.
       Отождествление психики с сознанием оказывается совершенно нецелесообразным, это ведет к искажению действительного положения вещей, нарушает психическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма, поскольку в реальной жизни люди довольно часто не ведают, что творят. Некоторые даже не ведают то, что не ведают что творят.
     В области неврозов определяющим моментом служит психическая реальность которая может иллюзией, заблуждением, вымыслом, воображением, но тем не менее быть весьма действенной в жизни человека.
     Бессознательное активно и может иметь как созидательную так и разрушительную силу.
     Георгий Гроддек, будучи пионером в области психосоматических заболеваний называл себя не иначе как «аналитиком-дилетантом», тем не менее, высоко оценивался основателем психоанализа. Гроддек использовал для характеристики бессознательного термин «Оно», заимствованный им, судя по всему, из работы Ницше «Так говорил Заратустра», в которой немецкий философ применял этот термин для выражения безличного, природно-необходимого в человеке. В 1921 г. вышла в свет работа Гроддека «Искатель души». Фрейд не только читал эту работу, но и рекомендовал ее к публикации в Венском психоаналитическом издательстве.
Трудности на пути осознания бессознательного.
     Критика психоанализа, с точки зрения вездесущности Эдипова комплекса, не учитывает того обстоятельства, что Фрейду приходилось в первую очередь отстаивать такие психоаналитические идеи, которые как бы заведомо вызывали внутренний протест у многих людей, не имеющих ни малейшего желания заглядывать по ту сторону сознания. Вводя в научный оборот столь непопулярные идеи типа Эдипова комплекса, вызывавшие подчас шок у людей, считавших себя исключительно добропорядочными. Но сам Фрейд подчеркивал, что вовсе не собирался утверждать, будто Эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям и будто бы данный комплекс выступает в качестве панацеи, пригодной на все случаи жизни в качестве универсального принципа, не только объясняющего, но и оправдывающего человеческие деяния.
     Пример. Размышления Фрейда, высказанные им по поводу заключения, сделанного Инсбрукским медицинским факультетом на процессе по делу Филиппа Хальсманна, обвиненного в убийстве своего отца. Во время разбирательства этого дела не было представлено объективных доказательств того, что именно сын совершил отцеубийство. В отзыве на представленное заключение Фрейд сослался на роман Достоевского «Братья Карамазовы», в котором на основании свидетельств о нескрываемом намерении Дмитрия Карамазова отомстить своему отцу тот был обвинен в отцеубийстве и признан виновным, хотя в действительности преступление было совершено другим сыном. Заключение Инсбургского медицинского факультета выдвинутыми в защиту Филиппа Хальсманна аргументы, согласно которым Эдипов комплекс является смягчающим фактором в деле об отцеубийстве. Касаясь подобной аргументации, Фрейд расценил ее как ошибочную, основанную на неверных следствиях, вытекающих из психоаналитического понимания Эдипова комплекса именно как всеобщего, присущего всем людям. В силу своей всеобщности Эдипов комплекс не может служить основанием при решении вопроса о виновности человека.
     Вытесненному бессознательному дорога к сознанию закрыта. Сознание тоже не может овладеть вытесненным бессознательным, поскольку оно не знает того, что, зачем и куда вытеснено. Получается вроде бы тупик.
     Гегель высказал как-то остроумную мысль, согласно которой ответы на вопросы, остающиеся без ответа, заключается в том, что должны быть иначе поставлены сами вопросы. Не ссылаясь на Гегеля, Фрейд именно так и поступил. Он переформулировал вопрос: каким образом что-либо становится сознательным? Более целесообразным для него становится постановка вопроса, каким образом что-либо может стать предсознательным.
     В классическом психоанализе Фрейда познание бессознательного соотносится с возможностями встречи предметных представлений с языковыми конструкциями, выраженными в словесной форме. Отсюда то большое значение в теории и практике психоанализа, которое придается роли языка и лингвистических построений в раскрытии содержательных характеристик бессознательного. В процессе психоаналитического сеанса происходит диалог между аналитиком и пациентом, где языковые обороты и речевые конструкции служат исходной базой для проникновения в глубины бессознательного.
     Однако, бессознательное имеет отличную от сознания логику и свой собственный язык. На этом языке говорят все, но мало кто понимает. Особенно ярко специфический язык бессознательного проявляется в сновидениях. Расшифровка этого символического языка предполагает знакомство человека с древней культурой, где язык символов был важной составной частью жизни людей.
     Фрейд считал, что любое слово является остатком воспоминания ранее услышанного слова. В соответствии с этим классический психоанализ основывался на признании наличия в человеке такого знания, которое в общем-то у него есть, но о котором самому ему ничего не известно.
     С точки зрения Фрейда, сознательным может стать лишь то, что некогда уже было сознательным восприятием. Очевидно, что при таком понимании познание бессознательного становится, по сути дела, припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существовавшего знания. Здесь Фрейд воспроизводит платоновскую концепцию об «анамнесисе». Наблюдаются поразительные сходства между психоаналитическими гипотезами Фрейда и философскими идеями Платона.
     Само бессознательное стало соотноситься не только с онтогенезом (развитием человека), но и с филогенезом (развитием человеческого рода). Филогенетические схемы Фрейда – аналог Юнгианских архетипов.
     В психике человека содержатся, используя выражение Фрейда, «всегда активные, так сказать, бессмертные желания нашей бессознательной сферы, напоминающие мифических титанов, на которых с незапамятных времен тяготеют тяжелые горные массивы, нагроможденные когда-то богами и потрясаемые до сих пор еще движениями их мускулов».
     Логика сознания такова, что она не терпит противоречий, и если они обнаруживаются в мыслях или действиях человека, то в лучшем случае это может расцениваться как недоразумение, а в худшем — как болезнь. Логика бессознательного отличается таким инакомыслием, при котором противоречивость протекания бессознательных процессов не является отклонением от некой нормы. Противоречия существуют лишь в сознании и для сознания. Для бессознательного нет противоречий.
     Обнаружив противоречие с позиции нашего сознания, мы переходим к иной логике – логике бессознательного.
     В клиническом плане нелогичное с позиций сознания мышление и поведение пациента воспринимаются аналитиком в качестве важного эмпирического материала, свидетельствующего об активизации бессознательных процессов, нуждающихся в раскрытии их истоков и конкретного содержания с целью выявления их подлинного смысла и доведения до сознания всего того, что кажется, на первый взгляд, абсурдным и противоречивым. В его понимании Фрейда время как таковое имеет значимость только для сознания. В бессознательном отсутствует чувство времени.
     Выдвинутые Фрейдом наиболее важные теоретические положения относительно бессознательного:
     • отождествление психики с сознанием нецелесообразно, ибо нарушает психическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма;
     • ядро бессознательного составляют унаследованные психические образования;
     • каждый психический акт начинается как бессознательный, он может таким и остаться или, развиваясь дальше, проникнуть в сознание в зависимости от того, наталкивается ли он на сопротивление или нет;
     • бессознательное познается только как сознательное после его превращения или перевода в форму, доступную сознанию.
     • сознание не сущность психического, а качество и остается единственным источником, освещающим глубины человеческой психики;
     • особенные свойства бессознательного — первичный процесс, активность, отсутствие противоречий, протекание вне времени.
     Высказывание Фрейда, сделанное им в работе «Сопротивление психоанализу» (1925): «Аналитик тоже не может сказать, что такое бессознательное, но он может указать на область тех проявлений, наблюдение которых заставило его предположить существование бессознательного».
Теория совращения
     Пациентки рассказывали о сценах их совращения отцом, дядей или братом. Однако в большинстве случаев все это оказалось не более чем вымыслом. На самом деле ничего подобного не было. То есть в отдельных случаях совращение ребенка допускалось, но оно не было типичным и широко распространенным явлением.
     Скорее имело место нечто другое. Коль скоро пациенты охотно соглашаются признать реальный факт совращения, то не является ли это свидетельством того, что сами они готовы были в детстве выступить в роли соблазнителей или, точнее, имели бессознательные инцестуозные влечения к своим родителям?
     Примирение истины и нравственности лежало на пути признания сексуальных травм вымышленным фактом. Если невротики предаются своим фантазиям, выдавая их за реальность, то это вовсе не означает, что фантазии не оказывают на них никакого влияния. Если в процессе самоанализа выявились инцестуозные желания, то, не будучи воплощенными в реальность, они все же действенны в психическом отношении.
     Фрейд по этому поводу писал: «Придя в себя, я сделал из своего опыта правильный вывод, что невротические симптомы связаны не прямо с действительными переживаниями, а с желательными фантазиями и что для неврозов психическая реальность значит больше материальной».
     Дальнейшее становление и развитие психоанализа шло по пути учета и исследования психической реальности. Собственно говоря, в этом и состояла одна из несомненных заслуг Фрейда, подвергшего сомнению ранее выдвинутую им теорию совращения ребенка и обратившего внимание на противоположную сторону отношений между родителями и детьми, а именно, на те фантазии, которые на бессознательном уровне возникают у детей по отношению к их родителям.
     Так, психоаналитик и преподаватель санскрита, бывший член Международной психоаналитической ассоциации и содиректор архива Зигмунда Фрейда Джефри Мэссон опубликовал наделавшую много шума в психоаналитических кругах работу «Насилие над истиной» (1984), в которой подверг сомнению привычные представления о Фрейде, как поборнике истины. Имея доступ к архивным материалам и ознакомившись с неопубликованными письмами Фрейда, он пришел к выводу, что упразднение теории совращения ребенка было уступкой основателя психоанализа научному сообществу, не принявшему данную теорию. Если честность, храбрость и бескомпромиссность Фрейда были действительно отличительными чертами его характера, то в истории с упразднением теории совращения ребенка он проявил себя не с лучшей стороны, поступившись истиной. «Фрейд упразднил важную истину: сексуальное, физическое и эмоциональное насилие, которое является реальной и трагической частью жизни многих детей».
     Признание психической реальности в качестве детерминирующего фактора возникновения неврозов послужило отправной точкой для выдвижения наиболее существенных идей, предопределивших становление психоанализа. Выявление ранней сексуальности детей, рассмотрение психосексуального развития ребенка, представления об Эдиповом комплексе, учет не только внешних (материальных) обстоятельств жизни, но и внутренних (психических) состояний, обусловливающих невротические заболевания, — все это оказалось объектом исследовательской и терапевтической деятельности Фрейда после того, как он пересмотрел свои предшествующие взгляды на теорию совращения ребенка.
     Подвергнув пересмотру теорию совращения ребенка, Фрейд не столько отступил от истины, сколько оригинальным образом нашел возможность примирить ее со своими нравственными устоями жизни.
     Для невротиков психическая реальность является более значимой, чем материальная.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Динамический, динамика; dynamic
  • Личное бессознательное; Personal unconscious; Per-sonlichcs Unbewusstes
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Юнг Карл Густав. Отношения между Эго и бессознательным.
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Бессознательное
  • Шерток Л., Р. де Соссюр - Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда.
  • Конструктивное
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Вторая топика Фрейда
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Подсознательное, подсознание; subconscious, subconsciousness
  • Эго; Ego; Ich
  • Внимание, свободно парящее
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Ассоциация
  • Возврат вытесненного
  • Лейбин В. М. - Классический психоанализ: история, теория, практика
  • Отросток бессознательного; derivative of the unconscious
  • Вытеснение; repression
  • Оно; id
  • Расщепление Я; splitting of the ego
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Цитаты
  • Психоаналитическая терапия
  • Аффект
  • Зло; Evil; Bose
  • Фрейд Зигмунд. Строки биографии.
  • Реальность психическая; psychical reality
  • Противонагрузка; anticathexis
  • Противонагрузка; anticathexis
  • Отношение Фрейда с Пьером Жане
  • Представление как репрезентация [-top] [влечения]; ideational representative
  • Анимус; Animus; Animus
  • Влечение сексуальное
  • Лечение; Cure; Kur
  • Фрейд Зигмунд. Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
  • Сознание (в психологическом смысле); the attribute (или the fact) of being conscious
  • Материал; Материал
  • Анализ дидактический
  • Исполнение желания; wish-fulfillment
  • Сновидения; Dreams; Traume



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь