Образование венского психоаналитического общества
В 1902 году в доме Фрейда на Берггассе, 19, образовался маленький кружок единомышленников, который перерос в Венское психоаналитическое общество и, наконец, выйдя на международную арену, завершилось распространением психоаналитического движения в различных странах мира. Руководимый Фрейдом психоаналитический кружок был призван объединить в своих рядах не только врачей, интересующихся клинической практикой, но и философов, юристов, писателей, художников, музыковедов, не знакомых с техническими приемами психоанализа и акцентирующих внимание на мировоззренческой стороне психоаналитического учения. На заседаниях психоаналитического кружка, а позднее и Венского психоаналитического общества обсуждались как сугубо медицинские темы, так и широкий круг проблем философского, этического и эстетического характера. Особый интерес проявлялся к творчеству писателей и поэтов, мифологическим сюжетам и сказкам.
Один из первых биографов Фрейда, вынужден был заметить: «Медицинский элемент отошел на задний план. Доминируют философы».
Американский исследователь Г. Элленбергер, считал, что возникновение психоаналитического движения напоминает собой древние школы пифагорейцев, стоиков и эпикурейцев.
И хотя сама психоаналитическая философия нередко выпадала из поля зрения целого ряда психоаналитиков, тем не менее именно философия служила тем организующим началом, благодаря которому число приверженцев психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре пополнялось за счет гуманитариев.
По свидетельству одной из его бывших пациенток — X. Дулит, ставшей впоследствии писательницей, в частной беседе, состоявшейся в начале 30-х годов, Фрейд недвусмысленно заявил: «Мои открытия являются основой для вполне серьезной философии. Немногие поняли это, и немногие способны это понять».