|
Извращение; perversionКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 6745 Извращение
Нем.: Perversion. — Франц.: perversion. — Англ.: perversion. Исп.: perversion. — Итал.: perversione. — Португ.: perversao. • Отклонение от "нормального" сексуального акта, нацеленного на достижение оргазма в контакте с лицом противоположного пола посредством генитального проникновения. Об извращениях говорят в следующих случаях: если оргазм достигается с иными сексуальными объектами (гомосексуальность, педофилия, скотоложество и пр.) или посредством других участков тела (например, анальный коитус); когда оргазм жестко подчинен определенным внешним условиям (фетишизм, трансвестизм, вуайеризм и эксгибиционизм, садомазохизм), которые могут сами по себе доставлять сексуальное удовольствие. В более широком смысле слова извращением называется совокупность форм психосексуального поведения, которое сопровождает подобные аномалии при получении сексуального удовлетворения. • 1) Трудно определить понятие извращения, не соотнося его с нормой. До Фрейда (как, впрочем, и в наши дни) это понятие использовалось для обозначения "отклонений" от обычного осуществления инстинкта, или, иначе говоря, заранее предопределенного поведения, свойственного тому или иному виду и относительно устойчивого по способам осуществления и избираемым объектам. Те авторы, которые допускают существование различных инстинктов, вынуждены сильно расширять область понятия извращения и увеличивать число его форм: это извращения "морального чувства" (преступность), "социальных инстинктов" (куначество), пищевого инстинкта (обжорство, запой) (1). В этом же смысле обычно говорят об извращениях в характере и поведении субъектов, отличающихся особенной жесткостью. В психоанализе речь идет об извращениях лишь в связи с сексуальностью. Хотя Фрейд и признавал существование других влечений наряду с сексуальным, он не говорил в этой связи об извращениях. Описывая в области так называемых влечений к самосохранению (голод, например) расстройства питания, Фрейд не пользовался понятием извращения, хотя другие авторы говорили в этой связи об извращении пищевого инстинкта. По Фрейду, подобные расстройства связаны с воздействием сексуальности на пищеварительную функцию (либидинизация); можно сказать, что данная функция "извращена" сексуальностью. 2) Систематическое исследование сексуальных извращений было весьма распространено в то время, когда Фрейд занялся разработкой своей теории сексуальности. В "Сексуальной психопатологии" Краффт-Эбинга (Psychopathia sexualis, 1893), в "Исследованиях по психологии пола" X. Эллиса (Studies in the Psychology of Sex, 1897) описывались сексуальные извращения у взрослых. Оригинальность Фрейда заключалась в стремлении найти в самом факте извращения точку опоры для проблематизации традиционного определения сексуальности. Это определение исходит из того, что "... сексуальное влечение отсутствует у ребенка, возникает в пубертатный период в связи с процессом полового созревания и проявляется в форме непреодолимого влечения одного пола к другому; его цель — половой контакт или, по крайней мере, действия, ведущие к нему" (2а). Однако распространенность типично извращенных способов поведения и прежде всего устойчивость тенденций к извращению, лежащих в основе невротической симптоматики или же включенных в нормальный сексуальный акт в качестве "предварительного удовольствия", приводят Фрейда к мысли, что "... предрасположенность к извращениям не есть нечто из ряда вон выходящее, но скорее момент так называемой нормальной конституции" (2b). Такое заключение подтверждает и объясняет существование детской сексуальности. Она подчинена игре частичных влечений*, тесно связана с разнообразием эрогенных зон и существует вплоть до установления генитальных функций в собственном смысле слова; ее можно назвать "полиморфно извращенной установкой". Извращения в сексуальности у взрослых — это сохранение или же возникновение вновь частичных влечений. Впоследствии Фрейд выделил в детской сексуальности различные стадии либидинальной организации и эволюции в выборе объекта, что позволило уточнить это определение (фиксация на определенной стадии, на определенном типе выбора объекта): извращение—это регрессия к прежней фиксации либидо. 3) Мы видим, что фрейдовская концепция сексуальности повлияла на само определение извращения. Так называемая нормальная сексуальность не есть нечто данное человеку от природы: "Преимущественный сексуальный интерес мужчины к женщине не есть нечто само собой разумеющееся — это проблема, которая нуждается в прояснении" (2с). Такое извращение, как, например, гомосексуальность, возникает поначалу как вариант сексуальной жизни: "Психоанализ решительно отказывается вычленять гомосексуалистов в отдельную группу, обладающую особыми признаками [...], и считает, что все люди способны выбрать, причем бессознательно, объект того же пола" (2с). Можно далее определить человеческую сексуальность как "извращенную" по самой своей сути, поскольку она никогда окончательно не отрывается от своих истоков, когда удовлетворение было связано не с особым видом поведения, но с "добавочным удовольствием" от поведения, направленного на удовлетворение других влечений (см.: Примыкание). Даже при обычном половом акте достаточно повышенного внимания к предварительному удовольствию, чтобы соскользнуть в извращение (2е). 4) Все это так, но факт остается фактом, что Фрейд и другие психоаналитики говорят о "нормальной" сексуальности. Даже если полиморфно извращенная установка целиком определяет детскую сексуальность, даже если в психосексуальном развитии каждого индивида много извращений, даже если вершина этого развития — генитальная организация — не "сама собой разумеется" и зависит не столько от душевного и телесного склада, сколько от личностной истории, тем не менее само понятие развития предполагает существование нормы. Значит ли все это, что Фрейд возвращается к нормативной концепции сексуальности, которую он поначалу так уверенно отвергал в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) —только теперь уже на генетической основе? Не считает ли он, в конечном счете, извращениями то, что всегда и считалось таковыми? Прежде всего, отметим, что норма — если она вообще существует у Фрейда — определяется вовсе не социальными установлениями, подобно тому как извращение не сводится к отклонению от основной тенденции социальной группы: гомосексуальность становится анормальной не потому, что ее осуждают, она не перестает быть извращением даже в тех обществах или социальных группах, где она широко распространена и считается допустимой. Можно ли тогда сказать, что норма возникает одновременно с закреплением генитальной организации, способной отныне объединить сексуальность в нечто целостное и подчинить половому акту частичные формы сексуальной активности, которые выступают теперь лишь как подготовительные? Эта мысль ясно проведена в "Трех очерках", и Фрейд держался за нее даже тогда, когда открытие целого ряда догенитальных "организаций"* уменьшило разрыв между детской и взрослой сексуальностью: фактически "...[сексуальная] организация в ее окончательной форме складывается лишь на генитальной стадии" (3,а). В любом случае уместен вопрос о том, что именно делает генитальную организацию нормой и объединяющим фактором в противоположность любым "частичным" влечениям? Многочисленные извращения, такие, как фетишизм, большинство форм гомосексуальности и даже инцест, фактически предполагают ведущее положение генитальной области. Не означает ли это, что норму нужно искать не в функционировании гениталий, а где-то еще? Напомним, что переход к завершенной генитальной организации, по Фрейду, свидетельствует о преодолении Эдипова комплекса, о принятии комплекса кастрации и вступлении в силу запрета инцеста. Впрочем, последние работы Фрейда об извращении показывают, что фетишизм связан с "отказом" от кастрации. 5) В своем известном высказывании Фрейд одновременно и связывает, и противопоставляет невроз и извращение: "Неврозы — это оборотная сторона извращений" (2g). Это высказывание часто приводится в прямо противоположной форме (извращение — это оборотная сторона невроза), что превращает перверсию в грубое, невытесненное проявление детской сексуальности. Однако исследования извращений у Фрейда и других психоаналитиков показывают, что речь идет о расстройствах, тончайшим образом дифференцированных. Фрейд часто противопоставляет их неврозам на том основании, что при извращениях не работает механизм вытеснения, всячески стремясь, однако, доказать, что здесь вступают в действие другие способы защиты. В его последних работах, особенно посвященных фетишизму (Зb,4), внимание обращено на сложную структуру защит: отказ от реальности, расщепление (Spaltung) Я и др.; эти механизмы весьма сходны с психотическими. а [...]. (1) Cf. Bardenat (Ch.). Статья Perversions. In: Manuel alphabetique de psychiatrie, Porot (A.)., Paris, P.U.F., 1960. (2) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. — a) G.W., V, 33; S.E., VII, 135; франц., 17. — b) G.W., V, 71; S.E., VII, 171; франц., 61. — с) G.W., V, 44, n. 1; S.E., VII, 144, n. l; франц., 13. — d) G.W., V, 44, n. l; S.E., VII, 144, n. l; франц., 13. — e) Cf. G.W., V, 113—114; S.E., VII, 211—212; франц., 118—119. — f) G.W., V, 65 и 132; S.E., VII, 165 и 231; франц., 54 и 145. (3) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. — a) G.W., XVII, 77; S.E., XXIII, 155; франц., 16. —b) Cf. G.W., XVII, 133—135; S.E., XXIII, 202—204; франц., 78—81. (4) Freud (S.). Die Ichspaltung im Abwehrvorgang, 1938. G.W., XVII, 59—62; S.E., XXIII, 275—278. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|