Идеал-я; ego ideal

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3955



     Идеал-я
     Нем.: Ichideal. — Франц.: ideal du moi. — Англ.: ego ideal. — Исп.: ideal del yo. — Итал.: ideale dell' io. — Португ.: ideal do ego.
     • Понятие, введенное Фрейдом во второй теории психического аппарата, — инстанция личности, возникающая в результате совпадения двух моментов: нарциссизма (идеализация Я) и (само) отождествления с родителями (или их заместителями) и коллективными идеалами. Идеал Я — это образец, которому стремится следовать субъект.
     • В работах Фрейда трудно вычленить строгий смысл понятия Идеал-Я. Перемены в его значении связаны с разработкой понятия Сверх-Я и второй теории психического аппарата в целом. Так, в Я и Оно (Das Ich und das Es, 1923) Идеал-Я и Сверх-Я выступают как синонимы, а в других текстах роль идеала выполняет отдельная инстанция или же подструктура Сверх-Я (см. этот термин).
     Понятие Идеал-Я впервые появляется в работе "К введению в нарциссизм" (Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914) для обозначения относительно независимого внутрипсихического образования, которое служит для Я точкой отсчета при оценке своих реальных достижений. Его возникновение связано с нарциссизмом: "То, что человек ставит перед собой в качестве идеала, есть лишь замена утраченного нарциссизма его детства, когда он видел идеал в себе самом" (1а). Это нарциссическое состояние, уподобляемое Фрейдом бреду величия, ребенок преодолевает, прежде всего, под воздействием родительской критики. Отметим, что эту критику, превратившуюся в особую психическую инстанцию цензуры и самонаблюдения, Фрейд последовательно отличает в своей работе о нарциссизме от Идеал-Я: ее роль — "...постоянное наблюдение за актуальным Я и соизмерение его с идеалом" (1b).
     В "Психологии масс и анализе Я" (Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921) Идеал-Я выходит на первый план. Фрейд четко отличал его от Я и искал в нем объяснения таких явлений, как любовные чары, власть гипнотизера и подчинение вождю, при которых субъект ставит на место своего Идеал-Я другого человека.
     Этот процесс лежит в основе построения группы. Действенность коллективного идеала определяется совпадением индивидуальных Идеал-Я: "...несколько индивидов [...] поставили на место своего Идеал-Я один и тот же объект, вследствие чего произошло (само) отождествление их Я" (2а); с другой стороны, эти индивиды, отождествляя себя со своими родителями, учителями, воспитателями, обладают рядом коллективных идеалов: " Каждый индивид входит в различные группы, отождествляя себя с разными людьми и выстраивая свой Идеал-Я на основе различных прообразов" (2b).
     В Я и Оно, где впервые появляется понятие Сверх-Я, оно выступает как синоним Идеал-Я: это некая единая инстанция, которая возникает вследствие (само) отождествления с родителями при угасании Эдипова комплекса и воплощает одновременно и запрет, и идеал. "Отношения Сверх-Я к. Я предполагают не только предписание: "будь таким (как твой отец)", но и запрет: "ты не имеешь права быть таким (как твой отец)", "ты не можешь делать все то, что делает он, есть вещи, дозволенные лишь ему одному" (3).
     В "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932) вновь встает вопрос о разграничении этих двух понятий, причем Сверх-Я выступает как объемлющая структура, призванная выполнять три функции: "самонаблюдения, нравственного сознания и идеала" (4). Различие между двумя последними функциями можно пояснить фрейдовской трактовкой различий между чувством вины и чувством неполноценности. Оба эти чувства — результат напряженных отношений между Я и Сверх-Я, однако, первое связано, прежде всего, с нравственным сознанием, а второе — с Идеал-Я, вызывающим скорее любовь, чем страх.
*
     Психоаналитическая литература свидетельствует о том, что понятие Сверх-Я не устранило понятия Идеал-Я. Большинство авторов их различают.
     По поводу Идеал-Я существует относительное согласие во взглядах; напротив, мнения разнятся по вопросу о его отношениях со Сверх-Я и с нравственным сознанием. Ситуация осложняется тем, что ряд авторов то следуют за Фрейдом (ср. "Новые лекции"), понимая Сверх-Я как целостную структуру, состоящую из отдельных подструктур, то осмысляют его как "голос сознания" с его запретами.
     Нунберг, например, четко различает Идеал-Я и запрещающую инстанцию. В основе этого — различие побуждений, порождаемых ими в Я: "Если Я повинуется Сверх-Я из страха наказания, то Оно подчиняется Идеал-Я из чувства любви" (5), а также источников (Идеал-Я формируется преимущественно по образу объектов любви, а Сверх-Я — по образу персонажей, вызывающих страх).
     Хотя на описательном уровне это различие кажется хорошо обоснованным, последовательно провести его на метапсихологаческом уровне гораздо труднее. Кроме того, ряд авторов, разделяющих позицию Фрейда (ср. "Я и Оно", особенно цитируемый выше отрывок), настаивают на взаимодействии этих двух аспектов: запрета и идеала. Так, Даньель Лагаш говорит о Сверх-Я—Идеал-Я как целостной системе отношений: "Сверх-Я подразумевает авторитет, а Идеал-Я — такое поведение, посредством которого субъект должен отвечать его требованиям" (6).
     (1) Freud (S.). a) G.W., X, 161; S.E., XVI, 94. — b) G.W., X, 162; S.E., XVI, 95.
     (2) Freud (S.). a) G.W, XIII, 128; S.E., XVIII, 116; франц., 130. — b) G.W., XIII, 144; S.E., XVIII, 129; франц., 145.
     (3) Freud (S.). G.W., XIII, 262; S.E., XIX, 34; франц., 189.
     (4) Freud (S). G.W, XV, 72; S.E., XXII, 66; франц., 94.
     (5) Nunberg (H.). Allgemeine Neurosenlehre auf psychoanalytischer Grundlage, 1932. Франц. пер.: Principes de psychanalyse, Paris, P.U.F, 1957, 155.
     (6) Lagache (D.). Psychanalyse et la structure de la personnalite. In: Psychanalyse, Paris, P.U.F., VI, 39.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Я идеальное; ideal ego
  • Идеализация; idealisacion
  • Сверх-Я; super-ego
  • Инстанция; instancia
  • Интериоризация
  • (Само) отождествление первичное; primary identification
  • Влечение к разрушению
  • Притча «Мой идеал»
  • Чувство неполноценности; sense или feeling of inferiority
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • (Само) отождествление; identification
  • Эго-идеал; ego ideal
  • Бегство в болезнь
  • Аллоэротизм
  • Я-сообразный; egosyntonic
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Нарциссизм первичный, нарциссизм вторичный; primary narcissism, secondary narcissism
  • Оно; id
  • Цензура; censorship
  • Невроз семейный; family neurosis
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Изменение я; alteration of the ego
  • Вторая топика Фрейда
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Нарциссизм; narcissism
  • Анагогическое истолкование
  • Амнезия инфантильная
  • (Само) отождествление с агрессором; identification with the agressor
  • Чувство вины; Чувство вины
  • Влечение к агрессии
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Потребность в наказании; need for punishment
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Воображаемое; imaginary
  • Интериоризация; internalization
  • Замещение; substitute
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Невроз нарциссический; narcissistic neurosis
  • Торможение перед целью; aim-inhibited
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Бисексуальность
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Догенитальный; pregenital
  • Беспомощности (состояние)
  • Возврат вытесненного
  • Пролагание пути; facilitation
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • (Само) отождествление проективное; ргоjective identification
  • Эрогенность; erogeneity или erogenicity
  • Интроекция; introjection



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь