|
Генитальная (любовь); genital loveКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3283 Генитальная (любовь)
Нем.: genitale Liebe. — Франц.: genital (amour). — Англ.: genital love. Исп.:amor genital. — Итал.: amore genitale. — Португ.: amor genital. • Часто используемый термин современного психоаналитического языка. Обозначает такую форму любви, к которой субъект приходит на вершине своего психосексуального развития, т.е. не только дойдя до генитальной стадии, но и преодолев комплекс Эдипа. • Выражение "генитальная любовь" у Фрейда не встречается. Однако у него встречается мысль о существовании некоей совершенной формы сексуальности, или "абсолютно нормальной установки в любви" (1а), в которой объединяются чувственность и "нежность" (Zartlichkeit). Разъединенность этих моментов представлена у Фрейда примером из психоаналитической клиники: мужчина не может желать ту женщину, которую он любит (идеализируя ее), и не может любить ту женщину, которую он желает (проститутку). Эволюция чувственности, описанная в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorien, 1905), приводит к генитальной организаций: с наступлением половой зрелости "...возникает новая сексуальная цель, в достижении которой принимают участие все частичные влечения, в то время как генитальная область занимает ведущее положение среди других эрогенных зон [...]. Отныне сексуальное влечение подчиняется функции размножения"(2). Что касается нежности, то Фрейд видит ее источник в наиболее древнем отношении ребенка к матери, в выборе первичного объекта, в котором сексуальное удовлетворение и удовлетворение жизненных потребностей осуществляются неразрывно, причем одно примыкает к другому (см.: Нежность). *
М. Балинт в статье о генитальной любви (За) замечает, что обычно о ней говорят в отрицательных терминах, подобно тому как постамбивалентная стадия у Абрахама обычно определяется через отсутствие черт, присущих предыдущим этапам.
При попытках положительного определения генитальной любви нелегко избежать нормативного и даже морализующего подхода, оперирующего такими понятиями, как понимание, уважение к другому человеку, самопожертвование, преданность, идеал брака и пр. Понятие генитальной любви, с точки зрения психоаналитической теории, порождает ряд вопросов: 1) генитальное удовлетворение — будь то самого субъекта, его партнера или обоих вместе — не предполагает непременного наличия любви. В свою очередь, любовь, безусловно, предполагает связь, которая выходит за рамки генитального удовлетворения (3); 2) психоаналитическое понятие любви, устраняя любые ссылки на нормы, опирается на психоаналитические открытия, касающиеся зарождения любви: — применительно к объектному отношению: поглощение, овладение, соединение с ненавистью (4); — применительно к догенитальным способам удовлетворения: их неразрывная связь с генитальным удовлетворением; — применительно к объекту: разве "любовь к объекту в ее окончательной форме", о которой говорит Фрейд, не отмечена с самого начала первичным нарциссизмом — независимо от того, идет ли речь о выборе объекта по принципу примыкания или о собственно нарциссическом выборе объекта? Напомним, что Фрейд обратился к проблеме нарциссизма (5) под влиянием размышлений о "любовной жизни рода человеческого"; 3) понятие генитальной любви в современном смысле слова, как правило, предполагает полное и совершенное удовлетворение влечений и тем самым окончательное разрешение конфликта ("Генитальное отношение, и этим все сказано, не имеет истории") (6). Такому подходу, несомненно, противостоит фрейдовская трактовка сексуальности, о чем свидетельствует нижеследующий отрывок: "Мы должны учитывать, что в самой природе сексуального влечения есть нечто такое, что препятствует его полному удовлетворению" (1b); 4) в целом возникает впечатление, что в понятии "генитальная любовь" смешивается несколько уровней, не всегда согласованных между собой: это уровень либидинального развития, которое должно привести к синтезу частичных влечений при господстве генитальных органов; уровень объектного отношения, предполагающего преодоление Эдипова комплекса; это, наконец, уровень уникальной встречи двух индивидов. Странно, однако, что некоторые авторы, пишущие о генитальной любви, не замечают следующего противоречия: объект любви осмысляется одновременно и как взаимозаменимый ("генитальное" обязательно находит себе объект), и как единичный ("генитальное" учитывает уникальность другого человека). (1) Freud (S.). Uber die allgemeinste Erniedrigung des Liebeslebens, 1912. — a) G.W., VIII, 79; S.E., XI, 180; франц., 11—12. — b) G.W., VIII, 89; S.E., XI, 188—189; франц., 19. (2) Freud (S.). G.W., V, 108—109; S.E., VII, 209; франц., 111—112. (3) Cf. Balint (M.). On genital Love, 1947. In: Primary Love and Psychoanalytic Technique, London, Hogarth Press, 1952. — a) Passim. —b) Passim. (4) Cf. Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. G.W., X, 230 sqq.; S.E., XIV 138 sqq.; франц., 17 sqq. (5) Cf. Freud (S.). Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914. G.W., X, 153 sqq.; S.E., XIV, 87 sqq. (6) Bouvet (M.). In: La Psychanalyse d'aujourd' hui, Paris, P.U.F., 1956, I, 61. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|