|
Вытеснение; repressionКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2243 Вытеснение
Нем.: Verdrangung. — Франц.: refoulement. — Англ.: repression. — Исп.: represion. — Итал.: rimozione. — Португ.: recalque или recalcamento. • А) В узком смысле слова — действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований. Вытеснение особенно наглядно выступает при истерии, но играет важную роль и при других душевных расстройствах, равно как и в нормальной психике. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики. Б) В более широком смысле слова "вытеснение" у Фрейда иногда близко "защите": во-первых, потому что вытеснение в значении А присутствует, хотя бы временно, во многих сложных защитных процессах ("часть вместо целого"), а во-вторых, потому что теоретическая модель вытеснения была для Фрейда прообразом других защитных механизмов. • Разграничение между этими двумя значениями термина "вытеснение" предстает как нечто неизбежное, если вспомнить, как сам Фрейд в 1926г. оценивал свое собственное использование понятий "вытеснение" и "защита": “Я полагаю, что у нас есть основания вновь обратиться к старому термину “защита” для обозначения любых приемов, используемых Я при конфликтах, которые могут приводить к неврозам, тогда как "вытеснением" мы называем тот особый способ защиты, с которым нам удалось лучше всего ознакомиться в начале избранного нами исследовательского пути" (1). Все это, однако, не учитывает развития взглядов Фрейда на проблему отношения между вытеснением и защитой. По поводу этой эволюции уместно сделать следующие замечания: 1) в текстах, написанных ранее "Толкования сновидений" (Die Traumdeutung, 1900), частота употребления слов "вытеснение" и "защита" примерно одинакова. Однако лишь изредка они используются Фрейдом как вполне равнозначные, так что ошибочно было бы считать, полагаясь на это более позднее свидетельство Фрейда, что в тот период ему было известно лишь вытеснение как особый способ защиты при истерии и что тем самым частное принималось им за общее. Прежде всего, Фрейд уточнил тогда различные виды психоневроза — в зависимости от четко различных способов защит, среди которых вытеснение не упоминается. Так, в двух текстах, посвященных "Психоневрозам защиты" (1894, 1896), именно конверсия аффекта представлена как защитный механизм при истерии, смещение аффекта — как механизм невроза навязчивых состояний, тогда как при психозе Фрейд обращает внимание на такие механизмы, как отвержение (verwerfen) (одновременно и представления, и аффекта) или же проекция. Помимо того, слово "вытеснение" иногда обозначает оторванные от сознания представления, образующие ядро отдельной группы психических явлений, — этот процесс наблюдается как при неврозах навязчивых состояний, так и при истерии (2). Понятия защиты и вытеснения оба выходят за рамки какого-либо отдельного психопатологического расстройства, но происходит это по-разному. Защита с самого начала выступала как родовое понятие, обозначающее тенденцию, "... связанную с наиболее общими условиями работы психического механизма (с законом постоянства)" (3а). Она может иметь как нормальные, так и патологические формы, причем в последнем случае защита предстает в виде сложных "механизмов", судьба которых в аффекте и представлении различна. Вытеснение тоже присутствует во всех видах расстройств и вовсе не является лишь защитным механизмом, присущим истерии; оно возникает потому, что каждый невроз предполагает свое бессознательное (см. этот термин), основанное как раз на вытеснении; 2) после 1900 г. термин "защита" реже используется Фрейдом, хотя и не исчезает полностью вопреки утверждению самого Фрейда ("вместо защиты я стал говорить о вытеснении") (4), и сохраняет тот же самый родовой смысл. Фрейд говорит о "механизмах защиты", о "борьбе с целью защиты" и пр. Что же касается термина "вытеснение", то он не теряет своего своеобразия и не становится понятием, обозначающим все механизмы, используемые при защитном конфликте. Фрейд, например, никогда не называл "вторичные защиты" (защиты, направленные против симптома) "вторичными вытеснениями" (5). По сути в работе 1915 г. о вытеснении это понятие сохраняет указанное выше значение: "Его сущность—отстранение и удержание вне сознания" [определенных психических содержаний] (6а). В этом смысле вытеснение иногда рассматривается Фрейдом как особый "защитный механизм" или скорее как особая "судьба влечения", используемая в целях защиты. При истерии вытеснение играет главную роль, а при неврозе навязчивых состояний оно включается в более сложный процесс защиты (6). Следовательно, не стоит полагать, вслед за составителями Standard Edition (7), что, поскольку вытеснение присутствует в различных типах невроза, понятия вытеснения и защиты полностью равнозначны. Вытеснение возникает как один из моментов защиты при каждом расстройстве и представляет собой — в точном смысле слова — вытеснение в бессознательное. Однако механизм вытеснения, исследованный Фрейдом на различных его этапах, — это для него прообраз других защитных операций. Так, описывая случай Шребера и выявляя особые механизмы защиты при психозе, Фрейд одновременно говорит о трех стадиях вытеснения и стремится построить его теорию. Конечно, в этом тексте путаница между вытеснением и защитой достигает наивысшего уровня, причем за этой терминологической путаницей стоят фундаментальные проблемы (см.: Проекция). 3) Отметим, наконец, что, включив вытеснение в более общую категорию защитных механизмов, Фрейд в комментариях к книге Анны Фрейд писал следующее: "Я никогда не сомневался в том, что вытеснение — это не единственный прием, посредством которого Я может осуществлять свои намерения. Однако вытеснение отличается своеобразием, поскольку оно четче отграничено от других механизмов, нежели другие механизмы друг от друга" (8). *
“Теория вытеснения — это краеугольный камень, на котором зиждется все здание психоанализа” (9). Термин "вытеснение" встречается у Гербарта (10), и некоторые авторы выдвинули предположение, что Фрейд мог быть знаком с психологией Гербарта через Мейнерта (11). Однако вытеснение как клинический факт заявляет о себе уже в самых первых случаях лечения истерии. Фрейд отмечал, что пациенты не властны над теми воспоминаниями, которые, всплывая в памяти, сохраняют для них всю свою живость: "Речь шла о вещах, которые больной хотел бы забыть, непреднамеренно вытесняя их за пределы своего сознания" (12).
Как мы видим, понятие вытеснения изначально соотнесено с понятием бессознательного (само понятие вытесненного долгое время — вплоть до открытия бессознательных защит Я — было для Фрейда синонимом бессознательного). Что же касается слова "непреднамеренно", то уже в этот период (1895) Фрейд употреблял его с рядом оговорок: расщепление сознания начинается преднамеренным, интенциональным актом. По сути, вытесненные содержания ускользают от субъекта и в качестве "отдельной группы психических явлений" подчиняются своим собственным законам (первичный процесс). Вытесненное представление — это первое "ядро кристаллизации", способное непреднамеренно притягивать к себе мучительные представления (13). В этой связи вытеснение отмечено печатью первичного процесса. В самом деле, именно это отличает его как патологическую форму защиты от такой обычной защиты, как, например, избегание (Зb), отстранение. Наконец, вытеснение сразу же характеризуется как действие, предполагающее сохранение противонагрузки, и всегда остается беззащитным перед силой бессознательного желания, стремящегося вернуться в сознание и в действие (см.: Возврат вытесненного, Образование компромисса). Между 1911 и 1915 гг. Фрейд стремился построить строгую теорию процесса вытеснения, разграничивая различные его этапы. Однако это был не первый теоретический подход к проблеме. Фрейдовская теория соблазнения — вот первая систематическая попытка понять вытеснение, причем попытка тем более интересная, что в ней описание механизма неразрывно связано с описанием объекта, а именно, сексуальности. В статье "Вытеснение" (Die Verdrangung, 1915) Фрейд разграничивает вытеснение в широком смысле (включающем три этапа) и вытеснение в узком смысле (только второй этап). Первый этап — это "первовытеснение": оно относится не к влечению как таковому, но лишь к представляющим его знакам, которые недоступны сознанию и служат опорой влечений. Так создается первое бессознательное ядро как полюс притяжения вытесненных элементов. Вытеснение в собственном смысле слова (eigentliche Verdrangung), или, иначе говоря,'"вытеснение в последействии" (Nachdrangen),— это, таким образом, двусторонний процесс, в которой тяготение связано с отталкиванием (Abstossung), осуществляемым вышестоящей инстанцией.
Наконец, третья стадия — это "возврат вытесненного" в форме симптомов, снов, ошибочных действий и т.д. На что воздействует акт вытеснения? Не на влечение (14а), которое относится к области органического, выходя за рамки альтернативы “сознание-бессознательное", не на аффект. Аффект может претерпевать различные превращения в зависимости от вытеснения, но не может стать в строгом смысле слова бессознательным (14b) (см.: Подавление). Вытеснению подвергаются только "представления как репрезентаторы влечения" (идеи, образы и т.д.). Они связаны с первичным вытесненным материалом — либо рождаясь на его основе, либо случайно соотносясь с ним. Судьба всех этих элементов при вытеснении различна и "вполне индивидуальна": она зависит от степени их искажения, от их удаленности от бессознательного ядра или от связанного с ними аффекта. *
Вытеснение может рассматриваться с трех метапсихологических точек зрения:
Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализуа) с точки зрения топики, хотя в первой теории психического аппарата вытеснение описывается как преграждение доступа в сознание, Фрейд, тем не менее, не отождествляет вытесняющую инстанцию с сознанием. Моделью его служит цензура. Во второй топике вытеснение выступает как защитное действие Я (отчасти бессознательное); б) с точки зрения экономики, вытеснение предполагает сложную игру разгрузок*, перенагрузок и противонагрузок, относящихся к репрезентаторам влечения; в) с точки зрения динамики, самое главное — это проблема побуждений к вытеснению: почему влечение, удовлетворение которого по определению должно приносить удовольствие, порождает неудовольствие, а вследствие этого — вытеснение? (см. об этом: Защита). (1) Freud (S.). Hemmung, Symptom und Angst, 1926. G.W., XIV, 195; S.E., XX, 163; франц., 92. (2) Ср., например: Freud (S.). Die Abwehr-Neuropsychosen, 1894. G.W., 1, 68—69; S.E., III, 54-55. (3) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. — а) Нем., 157; англ., 146; франц., 130. — b) Ср. нем., 431—432; англ., 409-410; франц., 363. (4) Freud (S.). Meine Ansichten uber die Rolle der Sexualitat in der Atiologie der Neurosen, 1905. G.W., V, 156; S.E., VII, 276. (5) Cf. Freud (S.). Bemerkungen uber einen Fall von Zwangsneurose, 1909. G.W., VII, 441-442; S.E., X, 224-225; франц., 281-282. (6) Freud (S.). Die Verdrangung, 1915. —a) G.W., X,250; S.E., XIV, 147; франц., 70. —b) Cf. G.W., X, 259—261; S.E., XIV, 156—158; франц., 86—90. (7) Cf. S.E., XIV, 144. (8) Freud (S.). Die endliche und die unendliche Analyse, 1937. G.W., XVI, 81; S.E., XXIII, 236; франц. In: R.F.P., 1939, XI, 2. (9) Freud (S.). Zur Geschichte der psychanalytischen Bewegung, 1914. G.W., X, 54; S.E., XIV, 16; франц., 273. (10) Cf. Heibart (J.-F.). Psychologie als Wissenschaft, 1824, 341, и Lehrbuch zur Psychologie, 1806. In: Samtliche Werke, V, 19. (11) Cf. Jones (E.). Sigmund Freud: Life and Work, Hogarth Press, London, 1953. Англ., I, 309; франц., P.U.F., Paris, I, 311, и Andersson (O.). Studies in the Prehistory of Psychoanalysis, Svenska Bokforlaget, Norstedts, 1962, 116—117. (12) Breuer (J.). und Freud (S.). Uber den psychischen Mechanismus hysterischer Phanomene, 1893. In: Studien uber Hysterie. G.W., I, 89; S.E., II, 10; франц., 7. (13) Cf. Freud (S.). Studien uber Hysterie, 1895. G.W., I, 182; S.E., II, 123; франц., 96. (14) Cf. Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. — a) G.W., X, 275—276; S.E., XIV, 177; франц., 112. — b) G.W., X, 276—277; S.E., XIV, 177—178; франц., 113—114. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|