|
Внимание, свободно парящееКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3798 Внимание, свободно парящее
Нем.: gleichschwebende Aufmerksamkeit. — Франц.: attention (egalement) flottante. — Англ.: (evenly) suspended или (evenly) poised attention. — Исп.: atencion (parejamente) flotante. — Итал.: attenzione (ugualmente) fluttuante.— Португ.: atencao equiflutuante. • По Фрейду, способ, которым психоаналитик обязан слушать пациента: он не должен сосредоточиваться ни на каком моменте в речи пациента, позволив своему бессознательному функционировать с наибольшей свободой и приостановив воздействие всех тех побуждений, которые обычно определяют направление внимания. Применительно к пациенту этому требованию соответствует правило свободных ассоциаций. • Фрейд сформулировал и разъяснил это главное требование к субъективной установке психоаналитика при выслушивании пациента прежде всего в "Советах врачу по психоаналитической терапии" (Ratschlage fur den Artz bei der psychoanalytischen Behandlung, 1912). Это требование заключается в возможно более полном "подвешивании" всего того, на что обычно направлено внимание,— личных склонностей, предрассудков, теоретических предпосылок, даже прочно обоснованных. "Подобно тому как пациент должен рассказывать все то, что приходит ему в голову, воздерживаясь от каких-либо логических или аффективных обоснований своего выбора, так и врач должен быть способен к истолкованию всего того, что он слышит, чтобы обнаружить то, что скрыто в бессознательном, не подвергая сделанный больным выбор собственной цензуре" (1а). По мнению Фрейда, именно это правило позволяет аналитику обнаруживать бессознательные связи в речи пациента. Благодаря ему психоаналитик способен сохранять в своей памяти множество по видимости незначимых элементов, взаимосвязи которых могут выявиться лишь позднее. Свободно парящее внимание ставит теоретические и практические проблемы, которые очевидны уже в самой структуре этого противоречивого понятия. 1) Теоретическая основа понятия ясна — по крайней мере в том, что касается пациента: описанные Фрейдом бессознательные структуры выявляются через множество деформаций, например, через "переоценку всех психических ценностей" (2а), в результате которой за внешне незначительными элементами проступают важнейшие бессознательные мысли. Свободно парящее внимание — это единственная объективная установка, возможная по отношению к столь сильно деформированному объекту. Заметим, впрочем, что Фрейд, не используя, правда, само понятие свободно парящего внимания, уже описал в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) такую психическую установку, как условие анализа собственных сновидений (2b). 2) Применительно к психоаналитику понятие свободно парящего внимания порождает, однако, трудные вопросы. Аналитик, как и пациент, стремится не допустить воздействия собственных предрассудков, а тем самым и бессознательных защитных механизмов, на свое внимание. Чтобы полностью освободиться от них, Фрейд советует проводить дидактический анализ, ибо "…любое неустраненное вытеснение остается, по словам Штекеля, "слепым пятном" (punctum caecum) в психоаналитическом восприятии" (1b). Однако требования Фрейда этим не ограничиваются: его цель — подлинное общение между бессознательным психоаналитика и бессознательным пациента (а): "Бессознательное психоаналитика должно играть по отношению к первоначальным проявлениям бессознательного у пациента такую же роль, какую в телефонном разговоре играет слушающий по отношению к говорящему" (1с). Именно это явление Теодор Райк впоследствии образно назвал "слушать третьим ухом" (3). По поводу свободных ассоциаций Фрейд говорил о том, что освобождение от осознанных целепредставлений может приводить лишь к их замене бессознательными целепредставлениями (2с). Отсюда вытекает одна особая трудность для психоаналитика, принимающего установку свободно парящего внимания: в самом деле, как может его внимание быть свободно от бессознательных побуждений? Ответ на этот вопрос предполагает, что личные особенности психоаналитика сводятся к минимуму благодаря дидактическому анализу, а также подвергаются осмыслению и контролю при самоанализе контртрансфера. В общем, свободно парящее внимание — это идеальное правило, которое на практике всегда сталкивается с противоречащими ему требованиями: как может, например, психоаналитик переходить к истолкованию и конструкциям, не сосредоточивая внимания на каком-то определенном материале, обходясь без сравнений, схематизации и пр.? *
В современном психоанализе существуют различные подходы к свободно парящему вниманию; у Фрейда, отметим, трактовка этого вопроса во второй топике не изменилась.
а) Некоторые авторы, вслед за Т. Райком (loc. cit.), развивают мысль о бессознательной установке на выслушивание чужого бессознательного в духе эмпатии (Einfuhlung), сущность которой проявляется на дословесном уровне. При таком подходе контртрансфер не мешает общению — напротив, он становится признаком глубины общения как своего рода восприятия. б) С позиции других авторов правило свободно парящего внимания предполагает особые приемы устранения торможения и отбора, осуществляемые Я: никакая оценка пережитого не допускается, ведь психоаналитик должен быть "открыт" к побуждениям собственной психики и готов устранить воздействия защитных механизмов. При этом главное в психоанализе по-прежнему происходит между двумя различными Я. в) Наконец, в той теоретической перспективе, где акцент ставится на аналогию между механизмами бессознательного и механизмами языка (Лакан), психоаналитическая установка на выслушивание предполагает возможность свободного обнаружения структурных сходств между всеми бессознательными явлениями. а) По этому поводу Фрейд пишет: "...у каждого человека есть такой бессознательный инструмент, с помощью которого он может истолковывать проявления бессознательного у других людей" (4). "Бессознательное одного субъекта может непосредственно, без участия сознания, воздействовать на бессознательное другого субъекта. Это требует более подробного изучения, прежде всего, чтобы выяснить, участвует ли в этом предсознание или нет. Однако на описательном уровне это бесспорный факт". (1) Freud (S.). a) G.W., VIII, 381; S.E., XII, 115; франц., 66. —b) G.W., VIII, 382; S.E., XII, 116; франц., 67. —с) G.W., VIII, 381; S.E., XII, 115—116; франц., 66. (2) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. — a) G.W., II—III, 335; S.E., IV, 330; франц., 246. — b) Cf. G.W., II—III, 108; S.E., IV, 103; франц., 79. — с) Cf. G.W., I—III, 533; S.E., V, 528—529; франц., 435. (3) Cf. Reik (Th.). Listening with the third ear. The inner experience of a psychoanalyst, Grove Press, N.Y., 1948. (4) Freud (S.). Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913. G.W., VIII, 445; S.E., XII, 320; франц. In: R.F.P., 1929, III, 3, 441. (5) Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. G.W., X, 293; S.E., XIV, 194; франц., 142—143. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|