ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ

Категория: Психология, Сексология | Просмотров: 757

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Автор: Николай Снигирев

ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ


Психосексуальная активность — что это?

Разделим это понятие на две составляющие активности: психическую и сексуальную.

Та или иная активность присуща всем живым существам и является способом адаптации к окружающей среде и условием воспроизводства. Активность и действия человека существенно отличаются от действий и поведения животных. Благодаря регулятивной функции психики, человек регулирует своё отношение ко всему, ставит задачи, формулирует мотивацию и осознаёт потребности, управляет поведением, контролирует эмоции, желания и возможность их реализации и удовлетворения. Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания. При этом в понятие «активность» как форму существования психики представители различных психологических школ могут вкладывать своё отношение.

Психическая активность — не постоянная составляющая от рождения и до смерти, а колеблющаяся со временем, возрастом, меняющаяся от конституции, состояния организма и уровня бодрствования сознания.

Сексуальная активность есть поведение, свойственное всему живому и представляющее систему и порядок действий, направленных на поддержание биологического существования и воспроизводство потомства. Однако у человека сексуальная активность, обусловленная осознанным половым влечением, направленным на получение сексуального удовлетворения, преследует достижение нескольких целей, среди которых деторождение стоит не на первом месте. Превалируют разрядка полового напряжения, чувственное наслаждение, удовлетворение любопытства, сексуальное самоутверждение и т.д.. Таким образом, при интимной близости достигаются множественные результаты: появляется потомство, переживается удовольствие, повышается самооценка, насыщается воображение, реализуются иные коммуникативные потребности.

Что же толкает человека проявить сексуальную активность? А ни что иное, как сексуальность, которую, например, Г. Б. Дерягин определяет как совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

Я бы сказал, что сексуальность — это совокупность поведенческих факторов, проявление внешней и внутренней привлекательности для другого индивида, с целью установления невербального и вербального контакта, переходящего в физический, для реализации полового влечения и получения сексуального, физиологического, эмоционального и психического удовлетворения.

Итак, сексуальность, как поведенческое качество, основа активности, направлена не только на сексуальное удовлетворение, но и обусловливает многие другие формы поведения, которые могут и не привести к сексуальным контактам, является врождённой потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и другим. То есть жизненно важной и крайне необходимой эмоциональной, психологической и физиологической потребностью! Переоценить значимость сексуальной жизни в жизни человека практически невозможно, а вот недооценить легко и крайне опасно. Среднестатистический человек сексом занимается примерно 0,5% от всего времени жизни. Если сюда ещё прибавить сексуальные фантазии, самоудовлетворение, то можно дойти до 1%. А какое имеет значение этот один процент в жизни человека? Далеко не 1%, и даже не 10%…

ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ


Сексуальность представляет собой движущую силу социальной активности человека и направлена на достижение не столько физического удовлетворения, сколько эмоционального и социально-психологического состояния, на повышение качества жизни. Эта сила заставляет человека творить, смотреть вперёд, стремиться к совершенству и достигать побед, а не останавливаться, удовлетворяясь тем малым, что есть сегодня и сейчас.

Объединив описанные выше две активности и помножив их на сексуальность, мы можем говорить о психической и сексуальной активности, под которыми подразумевается всё то, что в психике человека так или иначе связано с сексом. Именно проявление психосексуальной активности порождает физические и ментальные действия, обусловленные этой активностью. То есть психосексуальная активность не существует вне сексуальной активности, а сексуальное поведение обусловлено психикой человека.

ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ


Основоположник психоанализа З. Фрейд, описывая психосексуальное развитие детей, писал, что за прегенитальными стадиями следует период подавленной психосексуальной активности, латентный период, который продолжается до наступления периода полового созревания, приносящий с собой возрождение прегенитальных желаний, фокусирующихся на удовольствии, получаемом от половых органов. После периода психосексуального покоя наступает период полового созревания, приносящий с собой возрождение фаллических стремлений и более реалистические способы для их выражения. Обладающие полностью созревшими гениталиями и сексуальным влечением подрастающие юноши и девушки перемещают свои привязанности с родителей на сверстников, вначале того же самого пола (короткая гомосексуальная фаза, сразу же после периода полового созревания). Соматическое развитие бурно манифестирует на этапе становления психосексуальных ориентаций, когда гормональный фон определяет интенсивность проявлений сексуальности и вынуждает подростка к поиску партнёрских отношений. В динамике формирования каждого отдельного компонента сексуальности (половое самосознание, половая роль, сексуальная ориентация) поиск постепенно сужается и становится конкретным к завершению психосексуального развития. Нарушение прохождения этапов сексуального развития может привести к грубым деформациям, затрагивающим всё психосексуальное развитие.

Итак, термин «психосексуальная активность» не родился сегодня и не придуман вчера, а знаком специалистам несколько десятилетий. Однако у З. Фрейда в психоаналитической теории все психические побуждения, эмоции и чувства возникают из первоначальных сексуальных влечений. Т.е. всё упирается в половое влечение, что несколько ограничивается именно наличием либидо.

Особенность психосексуальной активности в том, что её трудно сделать объектом исследования. Не придумали ещё приборы, измеряющие степень любви, силу страсти, влечения? А чём, в каких единицах измеряться ревность? Какими параметрами оценить измену? Как определить, насколько человека охватила тоска? Поэтому приходится искать те психосексуальные показатели, которые могут это как-то отображать, и делать косвенные выводы. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считать главным, определяющим в психосексуальной активности.

Психосексуальная активность, как внутренне оцениваемое или внешне наблюдаемое действие, включает в себя неосознаваемые психосексуальные процессы, наблюдаемые лишь опосредованно: через «побочные эффекты», как характеристика деятельности. Психосексуальная активность становится производной этой деятельности и включает в себя личностные сексуальные проявления: чувства, эмоции, воображение, желания, сны, мышление, темперамент, способности и прочее.

Психология сексуальности обращена во внутренний мир человека и отражает его в партнёрских отношениях. Этот мир является субъективным, который в обыденной жизни индивида строится на множестве человеческих связей и отношений с другими людьми. Он же существует обособленно, самостоятельно у любого человека, как представителя рода, пола, возраста, опыта жизни. Психосексуальная активность способна активизироваться в зависимости от реальной ситуации.

Носителями обыденной психологии сексуальности являются практически все люди, которые отличаются житейской мудростью и опытом половой жизни. Они способны по выражению глаз или лица, дыханию, позе, другим нюансам определить отношение к себе партнёра или оценить степень своего влечения и желания к нему. При этом кто-то более чувствителен, а кто-то менее, у одних способности развиты сильнее, а у других слабее. Что интересно, так это отсутствие жёсткой зависимости психосексуальной прозорливости от возраста, которая давно замечена специалистами. Есть подростки, которые замечательно ориентируются в субъективных психосексуальных переживаниях своих сверстников, а рядом — зрелые люди, плохо понимающие суть своих любовных переживаний или внутреннего состояния других людей.

Сексуальное удовлетворение — основной психологический фактор, определяющий качественную сторону сексуальности. В то же время оно выступает главной целью психосексуальной активности, одним из мотивов сексуального общения, в котором конечный результат — коитус. Сексуальное удовлетворение достигается в релаксации, рекреации, коммуникации и т.д., и в зависимости от смысла, вкладываемого в это понятие человеком, меняется название, но не содержание. Сексуальное удовлетворение лишь отчасти характеризуется реальными физиологическими процессами, протекающими в организме до, во время и после полового акта: изменением частоты пульса и дыхания, мышечного тонуса и цвета кожи, уровня артериального давления, тембра голоса и прочими феноменами.

Предмет исследования в психологии сексуальности слишком сложен, а психосексуальная активность непостоянна и приводит к невозможности соблюдать принцип верификации при проведении экспериментов с ней. А если учесть абсолютную уникальность и спонтанность проявления индивидуальной психосексуальной активности человека в паре, то можно смело утверждать, что психологическое измерение психосексуальной активности в большинстве случаев бессмысленно. При этом невозможно как обобщить полученные данные, так и предсказать последствия их психосексуальной активности.

Психосексуальная активность существует в подвижном балансе. Согласно этому закону сексологи анализируют информацию клиента и воссоздают действительность на основе реальных фактов и полученной информации в динамике подвижного баланса его психосексуальной активности. Эта особенность проявления психологии сексуальности является ключевым положением, по которому критики и оппоненты не воспринимают данную область знаний как науку. По причине отсутствия чистоты экспериментов с психосексуальной активностью многие люди не верят психологам, от которых только ждут готовых рецептов изменения своего мира интимных отношений.

А между тем, существует определённая граница для увеличения сексуальной мотивации, переход за которую приводит к ухудшению результатов психосексуальной активности. Мотивация должна быть достаточной для возникновения сексуального влечения, потребности в самореализации и т. д. Но если мотивация чрезмерная, то увеличивается уровень активности и напряжения. Высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции, напряжение, волнение, стресс, что приводит к ухудшению сексуальной активности. Экспериментально установлено, что существует определённый оптимальный уровень мотивации, при котором для данного человека в конкретной ситуации психосексуальная активность наиболее результативна. Условимся, что уровень мотивации для конкретного человека, готовящегося к браку, равен 6 баллам, и именно этот уровень для него будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации, скажем, до 10 и более, приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности психосексуальной активности. Может проявиться метание, перебор партнёров, неудовлетворённость складывающимися отношениями, что может привести к разрыву имеющихся отношений или же значительно затормозить их возникновение с потенциальным партнёром.

Психолог не должен и не имеет права давать однозначные рекомендации, как поступить в тех или иных случаях. Он не может навязывать своё видение и своё решение, а может только направить в нужное русло мысли и сознание человека, помочь найти ответы на задаваемые вопросы, показывая направление, в котором предпочтительно двигаться. Необходимо разъяснить проблему, приводя примеры, рассказывая об особенностях сексуального поведения, показывая перспективу дальнейшей психосексуальной активности. И только распознав психосоматические и психотерапевтические проблемы, решаемые иными специалистами, психологи направляют на консультацию или лечение вверх по профессиональной лестнице.

Системный подход в психологии сексуальности — направление методологии исследования мира интимных отношений, в основе которого лежит рассмотрение психосексуальной активности как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между людьми на различных этапах полового развития, то есть рассмотрение объекта как системы. Каждый элемент такой системы находит выход в сексуальном удовлетворении (цели сексуальной активности), возрастной вход (с половой идентичности до полового созревания), связь с внешней средой, (где человек или пара живёт, работает, отдыхает) и обратную связь, через призму которой удовлетворяются или нет его половые запросы и интересы. Поэтому каждый человек в процессе исследования его психосексуальной активности должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

2016-2018 гг



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Абасова Аида Нажмутдиновна. Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста
  • Крадецкая Люция Гарафутдиновна. Выступление на педсовете: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Зухович Эльвира Степановна. Методическая разработка «Роль снежных построек в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Булайтене Наталья Павловна. Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня.
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Активность—пассивность
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Совы и жаворонки: анализ суточного ритма
  • Гуманизация бисексуальности, стремление к улучшению культуры и цивилизации S±-
  • Вагин Ю.Р. - Авитальная активность
  • Доминирование любви ко всему человечеству с постоянным (гуманным) удовлетворением активности. S-0
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Анастасия Константиновна Устинович. Презентация - Активные формы методы обучения.
  • Сексуальность; sexuality
  • Трудкова Галина Леонидовна. Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ДОУ и семьи
  • Автоэротизм
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Удовлетворённые мужественность, активность, агрессия, садизм. Тенденция 0s
  • Влечение сексуальное
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Инесса Гольдберг. Успех в почерке: неудачник или победитель?
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности.
  • Извращение; perversion
  • S±0 Стремление удовлетворить свой эрос одновременно в любви к конкретному человеку и к человечеству, снижение активности и агрессии
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Сурьяк Лариса Валентиновна. МАСТЕР — КЛАСС ТЕМА: «У КАЖДОГО СВОЁ ИМЯ» (старшая группа)
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Действие специфическое; specific action
  • Танатос-фактор s
  • Дудукина Ирина Геннадьевна. Лэпбук «Лето»
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Доминирование агрессии, садизма, активности с инфантильным способом удовлетворения любви. S0+
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Давыдик Анна Сергеевна. Лепбук, как средство развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Печенкина Раушания Рифкатовна. Формирование мотивационно-потребностной сферы дошкольника посредством развития элементарных математических представлений
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь