Два основных типа литературных произведений: – хроникальные сюжеты (центробежные); – концентрические сюжеты (центростремительные).
Хроникальные сюжеты – временная связь между событиями – события сменяют друг друга во времени, следуя одно за другим.
«Формула» хроникальных сюжетов: а, затем b, затем с...... затем х (или: а + b + с + ... + х), где а, b, с, х – события, из которых складывается хроникальный сюжет.
Хроникальные сюжеты – это обозрение событий и фактов, которые могут быть без видимой логической связи между собой. Объединяет эти события то, что они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени.
В сюжетах-хрониках не развертывается какой-то один центральный конфликт, они многоконфликтны: конфликты возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим.
Хроникальные сюжеты используются: в авантюрно-приключенческих романах (где воссоздается, как правило, внешняя сторона жизни людей); в социально-бытовых романах-хрониках (где изображены несколько поколений одной семьи или показано развитие определенной социально-бытовой среды).
Хроникальный сюжет хорош, если необходимо показать внутренний мир персонажей, развертывающийся во времени. «История души человеческой» – основа психологического романа-хроники.
Примеры хроникальных сюжетов: Пушкина А.С. «Капитанская дочка» (сюжет мемуарного повествования о жизни Гринева и Маши Мироновой); Гоголь Н. В. «Мертвые души» (сатирические «хроники»); Салтыков-Щедрин М. Е. «История одного города»; Некрасова Н. А. «Кому на Руси жить хорошо» (поэма); Блока А. А. «Соловьиный сад» (поэма); Есенина С. А. «Анна Снегина» (поэма).
Чтобы подчеркнуть хроникальный принцип расположения событий, писатели называли свои произведения «историями», «хрониками», «повестями».
В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные связи между событиями – каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего. В концентрических сюжетах писатель исследует одну конфликтную ситуацию, все события в сюжете стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта.
«Формула» сюжета этого типа: а, следовательно, b, следовательно, с ... следовательно, х (a –> b –> c –> ... –> x), где а, b, с, х – события, из которых складывается концентрический сюжет.
Примеры сюжетов концентрического типа: Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание»; Гоголя Н. В. «Ревизор»; Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени».
Но, хронологические связи в приведенных в пример произведениях намеренно разрушены. Лермонтов не стремился воссоздавать «историю души» Печорина. Замысел писателя в сюжете концентрического типа – выявить характер главного героя.
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.