Хроникальные и концентрические сюжеты литературных произведений

Категория: Коммуникация, Психология | Просмотров: 992

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Два основных типа литературных произведений:
– хроникальные сюжеты (центробежные);
– концентрические сюжеты (центростремительные).

Хроникальные сюжеты – временная связь между событиями – события сменяют друг друга во времени, следуя одно за другим.

«Формула» хроникальных сюжетов:
а, затем b, затем с...... затем х (или: а + b + с + ... + х),
где а, b, с, х – события, из которых складывается хроникальный сюжет.

Хроникальные сюжеты – это обозрение событий и фактов, которые могут быть без видимой логической связи между собой. Объединяет эти события то, что они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени.

В сюжетах-хрониках не развертывается какой-то один центральный конфликт, они многоконфликтны: конфликты возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим.

Хроникальные сюжеты используются:
в авантюрно-приключенческих романах (где воссоздается, как правило, внешняя сторона жизни людей);
в социально-бытовых романах-хрониках (где изображены несколько поколений одной семьи или показано развитие определенной социально-бытовой среды).

Хроникальный сюжет хорош, если необходимо показать внутренний мир персонажей, развертывающийся во времени. «История души человеческой» – основа психологического романа-хроники.

Примеры хроникальных сюжетов:
Пушкина А.С. «Капитанская дочка» (сюжет мемуарного повествования о жизни Гринева и Маши Мироновой);
Гоголь Н. В. «Мертвые души» (сатирические «хроники»);
Салтыков-Щедрин М. Е. «История одного города»;
Некрасова Н. А. «Кому на Руси жить хорошо» (поэма);
Блока А. А. «Соловьиный сад» (поэма);
Есенина С. А. «Анна Снегина» (поэма).

Чтобы подчеркнуть хроникальный принцип расположения событий, писатели называли свои произведения «историями», «хрониками», «повестями».

В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные связи между событиями – каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего.
В концентрических сюжетах писатель исследует одну конфликтную ситуацию, все события в сюжете стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта.

«Формула» сюжета этого типа:
а, следовательно, b, следовательно, с ... следовательно, х (a –> b –> c –> ... –> x),
где а, b, с, х – события, из которых складывается концентрический сюжет.

Примеры сюжетов концентрического типа:
Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание»;
Гоголя Н. В. «Ревизор»;
Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени».

Но, хронологические связи в приведенных в пример произведениях намеренно разрушены. Лермонтов не стремился воссоздавать «историю души» Печорина.
Замысел писателя в сюжете концентрического типа – выявить характер главного героя.

Красовский В.Е. Типы сюжетов



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кристофер Букер о семи базовых сюжетах, на основе которых написаны все книги в мире.
  • Главный Редактор. Игры для школьников
  • Четыре типа сюжета и четыре типа героя у Хорхе Луиса Борхеса
  • Романова Ольга Евгеньевна. «Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр»
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Юдовская А.Я. и др. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс
  • К чему снится бык
  • Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Книга для учителя
  • Кошелев В.С. Всемирная история Нового времени. XIX - начало XX в. 9 класс
  • К чему снятся носки
  • Романченко Татьяна Николаевна. «Влияние сюжетно – ролевых игр на формирование социально – личностных качеств дошкольников»
  • К чему снится акула
  • Базарова Наталья Ивановна. ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Калмыкова Е.С. Реконструкция психической травмы: восстановление связи времен и событий
  • Елена Субеева. План-конспект cюжетно-ролевой игры 'Космос' в подготовительной группе
  • Под ред. Данилова А.А. и др. История России. 1945-2008 гг. 11 класс
  • ПОЛЕЗНЫЕ и КОРОТКИЕ техники НЛП для жизни
  • Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
  • К чему снится кража?
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Ревякин А.В. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс
  • Друскин М.С. 100 Опер. История создания. Сюжет. Музыка. Составлял
  • К чему снится жена
  • Осокина Екатерина Андреевна. Презентация 'Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры'
  • К чему снится огонь?
  • К чему снится парень?
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • К чему снится любимый человек
  • К чему снится снег
  • Порудоминский В.И. Брюллов
  • К чему снится река
  • К чему снятся монеты
  • Данилов А.А., Брандт М.Ю., Горинов М.М. и др. История России. 10 класс. В 2 частях
  • Тюнькин К.И. Салтыков Щедрин
  • Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества
  • К чему снится нож
  • К чему снится велосипед
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век. 7 класс
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Ревякин А.В. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс
  • К чему снятся цыгане
  • Смирнов С.Г. Задачник по истории России
  • Шинкарчук С.А. История России в живописи. Ушедшие времена на великих полотнах. Справочник школьника
  • Ревякин А.В. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс
  • К чему снятся цветы
  • Акутина Ольга Валентиновна. Конспект занятия, обучающего игровым действиям для сюжетно – ролевой игры «Железнодорожники» для детей старшего возраста.
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультации для родителей «Ребёнок и книга»
  • Редактор. Выпускной в детском саду. Советы режиссера…



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь