|
Влечения к самосохранениюКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2905 Влечения к самосохранению
Нем.: Selbsterhaltungstriebe. — Франц.: pulsions d'auto-conservation. — Англ.: instincts of self-preservation. — Исп.: istintos de autoconservacion. — Итал.: istinti или pulsioni d' autoconservazione. — Португ.: impulsos или pulsoes de autoconservacao. • Термин Фрейда, обозначающий совокупность потребностей, связанных с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида; их прообраз — голод. Влечения к самосохранению противопоставлены в первой теории влечений Фрейда сексуальным влечениям. • Хотя выражение "влечение к самосохранению" появляется у Фрейда лишь в 1910 г., мысль о противоположности сексуальных влечений влечениям несексуальным возникла значительно раньше. Она неявно присутствует уже в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), где Фрейд говорит о примыкании сексуальности к другим телесным функциям (см.: Примыкание). Например, на оральном уровне основой сексуального удовольствия выступает деятельность, связанная с питанием: "Удовольствие в эрогенной зоне поначалу связывалось с удовлетворением потребности в пище" (1а); там же Фрейд говорит и о "пищевом влечении" (1b). В 1910 г. Фрейд обнаружил противоположность влечений, которая легла в основу его первой теории влечений: "Особое значение имеет неоспоримая противоположность между влечениями, которые служат сексуальности, сексуальному удовольствию, и влечениями, нацеленными на самосохранение индивида, или влечениями Я: все органические влечения, действующие в нашей психике, можно разделить, говоря словами поэта, на Любовь и Голод" (2). Отсюда два следствия, выявляемые Фрейдом в этот период: примыкание сексуальных влечений к влечениям к самосохранению и определяющая роль этого дуализма в психическом конфликте. Это проявляется, например, при истерических расстройствах зрения, когда один и тот же орган (глаз) служит опорой для двух видов влечений, а в случае конфликта между ними становится местом возникновения симптома. Более развернуто проблема примыкания представлена в нашем комментарии к соответствующей статье. Что же касается противопоставления двух главных типов влечений в защитном конфликте, то этот вопрос яснее всего изложен в работе "О двух принципах функционирования психики" (Formulierungen uber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911). Поскольку влечения Я могут быть удовлетворены лишь посредством реального объекта, они очень быстро переходят от принципа удовольствия к принципу реальности* и даже становятся как бы реально действующими — в противоположность сексуальным влечениям, которые удовлетворяются фантазматическим путем и надолго остаются во власти одного лишь принципа удовольствия: "Важный момент психической предрасположенности к неврозу связан с тем, что сексуальные влечения с трудом научаются учитывать реальность" (3). Эти представления легли в основу идеи, неоднократно выдвигавшейся Фрейдом: конфликт между сексуальными влечениями и влечениями к самосохранению дает ключ к пониманию трансферентных неврозов (см. об этом в нашем комментарии к статье: Влечения Я). *
Фрейд никогда не стремился построить развернутую картину влечений к самосохранению: обычно он говорил о них собирательно или пользуясь примером голода. Тем не менее, он, по-видимому, допускал многообразие влечений к самосохранению, равных по числу основным органическим функциям (питание, испражнение, мочеиспускание, мышечная деятельность, зрение и пр.).
Противопоставляя сексуальные влечения влечениям к самосохранению, Фрейд ставит под сомнение уместность использования общего понятия Trieb применительно к ним обоим. Прежде всего, говоря о влечениях, Фрейд обычно имел в виду сексуальное влечение, приписывая тем самым влечению в целом такие черты, как переменчивость цели и условность объекта. Однако способы и объект удовлетворения влечений к самосохранению предопределены заранее: по словам Макса Шелера, голод грудного ребенка уже предполагает "интуицию значения пищи" (4). Как показывает фрейдовское понятие выбора объекта по примыканию, именно влечения к самосохранению указывают сексуальности на ее объект. Вследствие этих различий Фрейд неоднократно называл влечения к самосохранению "потребностью" (Bedurfnis) (5a). В этой связи можно лишь подчеркнуть искусственность попыток установить жесткую связь между функцией самосохранения и сексуальными функциями на том основании, что и те, и другие поначалу одинаково подчиняются лишь принципу удовольствия, а впоследствии также принципу реальности. Фактически функции самосохранения с самого начала должны располагаться рядом с принципом реальности, а сексуальные влечения — рядом с принципом удовольствия. Последующие переосмысления теории влечений заставили Фрейда изменить место функции самосохранения. При этом понятия влечений Я и влечений к самосохранению, поначалу равнозначные, подверглись вовсе не тождественным преобразованиям. По вопросу о влечениях Я или о природе энергии этих влечений, подчиненных инстанции Я, читателю следует обратиться к нашим комментариям в статьях: Влечения Я, Я-либидо — объектное либидо, Я. По поводу функций самосохранения в общем можно сказать следующее: 1) введение понятия нарциссизма (1915) не изменяет противоположности между влечениями к самосохранению и сексуальными влечениями, хотя последние отныне подразделяются в зависимости от того, нацелены ли они на внешний объект (объектное либидо) или на Я (Я-либидо); 2) между 1915 и 1920 гг. взгляды Фрейда "сближаются со взглядами Юнга" (5b). Фрейда привлекает идея монизма влечений, при котором влечения к самосохранению оказываются частным случаем любви к себе, или Я-либидо; 3) после 1920 г. возникает новая противоположность: на этот раз между влечениями к смерти и влечениями к жизни. Поначалу (6) Фрейд колебался насчет того, куда поместить влечения к самосохранению, и включил их в одну группу с влечениями к смерти — как окольные пути "организма, желающего умереть по-своему" (7), но вскоре отказался от этой мысли, усматривая в самосохранении индивида особый случай влечений к жизни. Эти взгляды сохраняются и в дальнейшем: "Противоположность между влечениями к самосохранению и влечениями к сохранению рода, а также влечениями, связанными с любовью к Я и любовью к объекту, — все это находит свое место в Эросе" (8). (1) Freud (S.). a) G.W, V, 182; S.E, VII, 181—182; франц., 74. —b) G.W, V, 83; S.E, VII, 182; франц., 76. (2) Freud (S.). Die psychogene Sehstorungen in psychoanalytischer Auffassung, 1910. G.W, VIII, 97—98; S.E, XI, 214. (3) Freud (S.). G.W, VIII, 235; S.E., XII, 223. (4) Scheler (M.). Wesen und Formen der Sympathie, 1913. Франц., 295. (5) Cf. Freud (S.). "Psychoanalyse" und "Libidotheorie", 1923. — a) G.W., XIII, 221; S.E, XVIII, 245. — b) G.W, XIII, 231—232; S.E., XVIII, 257. (6) Cf. Freud (S.). G.W, XIII, 41; S.E, XVIII, 39; франц., 148. (7) Freud (S.). G.W., XIII, 41; S.E., XVIII, 39; франц., 45. (8) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 148; франц., 8. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|